Кончаловский П. П.

Семейный портрет


1911

Холст, масло. 179 х 239

Пост в 1980 от М. П. Кончаловского, сына художника, Москва


Изображены жена художника, Ольга Васильевна Кончаловская (урожденная Сурикова, 1878–1958), дочь Наталья Петровна (1903– 1988) – писательница – и сын Михаил Петрович (1906–2000) – художник.

Портрет был написан вскоре после возвращения художника из путешествия по Испании, оказавшего огромное воздействие на формирование Кончаловского-живописца. О том, как воплотились испанские впечатления в этом портрете, написал сам художник: «Для меня Испания – это какая-то поэма черного и белого Все время, пока я жил в Испании, меня преследовала мысль овладеть искусством упрощенного синтетического цвета. Эту же задачу я решал в портрете жены и детей 1911 года. В нем доминируют два цвета: черный и белый. Как ни сильно даны в портрете красный и зеленый, они играют строго подчиненную роль, их дело – только подчеркивать звучность двух основных нот портрета. Введенная в фон китайская картина служит аккомпанементом этим основным тонам». Вместе с тем наиболее близким истоком примитивистского гротеска, ощутимого в этом произведении, остается ярмарочная фотография, столь любимая мастерами «Бубнового валета». (Е. Б.).

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 146.



Кончаловский Петр Петрович
1876, г. Славянск Харьковской губ. – 1956, г. Москва

Живописец, портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.

Родился в Славянске (Харьковская губерния). Учился в Рисовальной школе в Харькове, в вечерних классах Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве, в академии Р. Жюльена в Париже (1897–1898), затем в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге (1898–1905). Посещал занятия в мастерской К. А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (до 1909). Испытал влияние П. Сезанна.

В 1910-е годы художника привлекала грубоватая лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов. Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой – вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах. И человека художник видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: «Портрет художника Г. Б. Якулова» (1910), «Семейный портрет» (1912), «Портрет матадора» (1913). 

Один из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), участник всех выставок одноименного общества (1912–1927). Член-учредитель общества «Московские живописцы» (1924–1925). В работах 1920-х исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета; живопись, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих работ.

Во время Первой мировой войны в 1914-1917 годах находился на военной службе. В 1918-1921 годах преподавал в ГСХМ, которые были преобразованы во ВХУТЕМАС, затем во ВХУТЕИН в Москве, где был профессором в 1926-1929 годах. Был членом объединения «Бытие» (1921-1930). Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Konchalovsky P. P.

Family Portrait


1911

1911

Canvas, oil.

Received in 1980 from the artist’s son, Mikhail Konchalovsky, Moscow


Depicts: Artist’s wife Olga Vasilievna Konchalovskaya (née Surikova) (1878–1958), daughter Natalia (1903–1988; writer) and son Mikhail (1906–2000; artist).

Pyotr Konchalovsky painted this portrait soon after his return from Spain, a country that made an important contribution to his art. He himself wrote about the influence of his Spanish impressions on the portrait: “For me, Spain was a poem of black and white … All the time I lived there, I was haunted by the thought of mastering the art of simplified synthetic colour. I resolved this task in a portrait of my wife and children painted in 1911. This portrait is dominated by two colours – black and white. No matter how strongly red and green are given, they play a strictly subordinated role; their task is merely to underline the resonance of the two main notes of the portrait. The Chinese picture in the background serves to accompany these main tones.” The closest source of primitive grotesque, however, is the fairground photo­graph, always popular with the Jack of Diamonds.



Konchalovsky Pyotr Petrovich
1876, Slavyansk (Kharkiv Gubernia) - 1956, Moscow

Painter. Studied at a school of drawing in Kharkiv, evening classes at the Stroganov Central School of Technical Drawing in Moscow, Academic de Rodolphe Julian in Paris (1897-98) and the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1898-1905). Attended Konstantin Korovin's studio at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (until 1909). Helped to organise the first Jack of Diamonds exhibition (1910) and contributed to all other Jack of Diamonds exhibitions (1912-1927). Contributed to the exhibitions of the Golden Fleece (1910), Salon d'Automne (1908, 1910), Salon des Independants (1910-1912) and the Moscow Fellowship of Artists (1911). Founding member of the Moscow Painters (1924-1925).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library