AVRORA
В 1714 году в Летнем саду по проекту немецкого зодчего А. Шлютера началось строительство удивительно красивого павильона — Грота. Внутри он был украшен раковинами, кораллами, зеркалами, фонтанами и посвящался триумфу бога морей — Нептуна. Именно для парапета Грота в 1716 году архитектору Г.-И. Маттарнови заказали серию аллегорических скульптур. Список статуй был согласован с Петром I и отправлен Рагузинскому в Венецию. Это четыре времени суток, две морские богини — наяды, две статуи, олицетворяющие неотвратимость судьбы («Рок», «Немезида»), и четыре фигуры, обозначающие плодородие, изобилие, расцвет («Сатурн», «Опс», «Вертумн», «Помона»). Их доставили в Санкт-Петербург на корабле «Джон Джудит» в 1717 году. По неизвестным причинам статуи этой серии не использовались для украшения Грота, а были установлены в аллеях сада. Одна скульптура — «Опс» — богиня плодородия, супруга Сатурна, выпала из списка статуй при переписке и поэтому не была заказана Рагузинским. В наши дни скульптуры, заказанные Г.-И. Маттарнови, находятся недалеко друг от друга: девять из них на Главной, а десятая — «Нереида» — на Школьной аллее Летнего сада.
Аврора, или Эос, — богиня утренней зари. Имя Эос происходит от греческого глагола «веять», так как начало утренней зари сопровождается дуновением ветра; таково же и происхождение имени Аврора — дуновение ветерка.
«Море зарделось в лучах золотистой Авроры, сверкавших
С неба, где мчалась в своей колеснице алой богиня».
(Вергилий. «Энеида»)
По представлению античных авторов, Аврора является в великолепном шафранном одеянии на колеснице или ведет солнечных коней с факелом в руке.
Аврора из Летнего сада изображена в венке из роз, с факелом в правой руке (при его появлении воздух светлеет) и цветами, которые своим расцветом обязаны утренней росе, — в левой. Отсутствующие ныне крылья изображали «прекрасную живость ее движений». Действительно, на спине у статуи имеются следы крепления крыльев.
Группа Джованни Бонацца «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» получила в наше время обобщающее название «Круговорот суток». Но на самом деле Маттарнови заказывал «Четыре главных ветра», которые должны были иметь крылья без перьев. Маттарнови сопроводил свое письмо рисунками и подписал их. Вот здесь и возникают названия «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь». Заказ был несколько противоречив, а его исполнение оказалось на редкость творческим.
// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 87.
Бонацца ДжованниИтальянский скульптор венецианской школы.
Работал в Тревизо, Падуе, Венеции. Испытал влияние Ф. Пароди, от которого унаследовал живую, динамическую передачу пластики тел и одежд, но придавал образам большую миловидность и изящество в духе рококо. Основные работы в Венеции. В России имеется ряд работ, приписываемых Дж. Бонацца: статуи Ночь, Аврора, Полдень, Закат (1716–1717), Дельфийская сивилла (Летний сад) и Ливийская сивилла (г. Пушкин), бюсты – аллегории месяцев (г. Пушкин), статуи "Адам" и "Ева" для одноименных фонтанов в Петергофе.
AVRORA
В 1714 году в Летнем саду по проекту немецкого зодчего А. Шлютера началось строительство удивительно красивого павильона — Грота. Внутри он был украшен раковинами, кораллами, зеркалами, фонтанами и посвящался триумфу бога морей — Нептуна. Именно для парапета Грота в 1716 году архитектору Г.-И. Маттарнови заказали серию аллегорических скульптур. Список статуй был согласован с Петром I и отправлен Рагузинскому в Венецию. Это четыре времени суток, две морские богини — наяды, две статуи, олицетворяющие неотвратимость судьбы («Рок», «Немезида»), и четыре фигуры, обозначающие плодородие, изобилие, расцвет («Сатурн», «Опс», «Вертумн», «Помона»). Их доставили в Санкт-Петербург на корабле «Джон Джудит» в 1717 году. По неизвестным причинам статуи этой серии не использовались для украшения Грота, а были установлены в аллеях сада. Одна скульптура — «Опс» — богиня плодородия, супруга Сатурна, выпала из списка статуй при переписке и поэтому не была заказана Рагузинским. В наши дни скульптуры, заказанные Г.-И. Маттарнови, находятся недалеко друг от друга: девять из них на Главной, а десятая — «Нереида» — на Школьной аллее Летнего сада.
Аврора, или Эос, — богиня утренней зари. Имя Эос происходит от греческого глагола «веять», так как начало утренней зари сопровождается дуновением ветра; таково же и происхождение имени Аврора — дуновение ветерка.
«Море зарделось в лучах золотистой Авроры, сверкавших
С неба, где мчалась в своей колеснице алой богиня».
(Вергилий. «Энеида»)
По представлению античных авторов, Аврора является в великолепном шафранном одеянии на колеснице или ведет солнечных коней с факелом в руке.
Аврора из Летнего сада изображена в венке из роз, с факелом в правой руке (при его появлении воздух светлеет) и цветами, которые своим расцветом обязаны утренней росе, — в левой. Отсутствующие ныне крылья изображали «прекрасную живость ее движений». Действительно, на спине у статуи имеются следы крепления крыльев.
Группа Джованни Бонацца «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» получила в наше время обобщающее название «Круговорот суток». Но на самом деле Маттарнови заказывал «Четыре главных ветра», которые должны были иметь крылья без перьев. Маттарнови сопроводил свое письмо рисунками и подписал их. Вот здесь и возникают названия «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь». Заказ был несколько противоречив, а его исполнение оказалось на редкость творческим.
// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 87.
Bonazza Giovanni 1695, Padua – 1730, PaduaAn Italian sculptor of the Venice school.
Worked in Padua, Venice. Experienced the influence of F. Parodi, from whom he inherited a lively, dynamic manner of reproduction of bodies and clothes’ plastic, but gave his images great loveliness and the rococo-spirited elegance. Major works in Venice. In Russia there is a number of works attributed to G. Bonazza: statues Night, Aurora, Midday, Sunset (1716–1717), Delphi Sevilla (Summer Garden) and LibianSevilla (Pushkin), busts – allegories of the months (Pushkin), statues “Adam” and “Eve” for the fountains of the same names in Peterhof.