Бонацца Д. (Италия)

Полдень


Статуя

Начало XVIII века

Мрамор. 198 х 74 х 45


Группа Джованни Бонацца «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» получила в наше время обобщающее название «Круговорот суток». Но на самом деле Маттарнови заказывал «Четыре главных ветра», которые должны были иметь крылья без перьев. Маттарнови сопроводил свое письмо рисунками и подписал их. Вот здесь и возникают названия «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь». Заказ был несколько противоречив, а его исполнение оказалось на редкость творческим.

MERIDIS

В 1714 году в Летнем саду по проекту немецкого зодчего А. Шлютера началось строительство удивительно красивого павильона — Грота. Внутри он был украшен раковинами, кораллами, зеркалами, фонтанами и посвящался триумфу бога морей — Нептуна. Именно для парапета Грота в 1716 году архитектору Г.-И. Маттарнови заказали серию аллегорических скульптур. Список статуй был согласован с Петром I и отправлен Рагузинскому в Венецию. Это четыре времени суток, две морские богини — наяды, две статуи, олицетворяющие неотвратимость судьбы («Рок», «Немезида»), и четыре фигуры, обозначающие плодородие, изобилие, расцвет («Сатурн», «Опс», «Вертумн», «Помона»). Их доставили в Санкт-Петербург на корабле «Джон Джудит» в 1717 году. По неизвестным причинам статуи этой серии не использовались для украшения Грота, а были установлены в аллеях сада.

Полдень изображен в виде молодого мавра, как это и рекомендует «Иконология». На голове у него расположен диск Солнца, которое особенно нещадно палит, когда оно в зените. В правой руке у Полдня стрелы — напоминание о всепроникающих солнечных лучах, а в левой — лотос — цветок, который начинает вырастать из воды и подниматься по мере возвышения Солнца. Лотос изображен не реалистически, а так же, как на гравюре из «Иконологии». У ног Полдня — подсолнечник, цветок, который тянется к Солнцу. На перевязи Полдня — знаки Тельца, Девы и Козерога.

Иконография этой фигуры взята из книги «Иконология», описывающей, как изображать Юг, тем более что оба слова обозначаются на латинском языке одинаково — Полдень. Полдень, как и Аврора, также когда-то имел крылышки.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 87-88.

Бонацца Джованни
1695, Падуя – 1730, Падуя

Итальянский скульптор венецианской школы.

Работал в Тревизо, Падуе, Венеции. Испытал влияние Ф. Пароди, от которого унаследовал живую, динамическую передачу пластики тел и одежд, но придавал образам большую миловидность и изящество в духе рококо. Основные работы в Венеции. В России имеется ряд работ, приписываемых Дж. Бонацца: статуи Ночь, Аврора, Полдень, Закат (1716–1717), Дельфийская сивилла (Летний сад) и Ливийская сивилла (г. Пушкин), бюсты – аллегории месяцев (г. Пушкин), статуи "Адам" и "Ева" для одноименных фонтанов в Петергофе.

Bonazza G. Italy

Midday


Статуя

Early 18th century

Marble. 198 х 74 х 45


Группа Джованни Бонацца «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» получила в наше время обобщающее название «Круговорот суток». Но на самом деле Маттарнови заказывал «Четыре главных ветра», которые должны были иметь крылья без перьев. Маттарнови сопроводил свое письмо рисунками и подписал их. Вот здесь и возникают названия «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь». Заказ был несколько противоречив, а его исполнение оказалось на редкость творческим.

MERIDIS

В 1714 году в Летнем саду по проекту немецкого зодчего А. Шлютера началось строительство удивительно красивого павильона — Грота. Внутри он был украшен раковинами, кораллами, зеркалами, фонтанами и посвящался триумфу бога морей — Нептуна. Именно для парапета Грота в 1716 году архитектору Г.-И. Маттарнови заказали серию аллегорических скульптур. Список статуй был согласован с Петром I и отправлен Рагузинскому в Венецию. Это четыре времени суток, две морские богини — наяды, две статуи, олицетворяющие неотвратимость судьбы («Рок», «Немезида»), и четыре фигуры, обозначающие плодородие, изобилие, расцвет («Сатурн», «Опс», «Вертумн», «Помона»). Их доставили в Санкт-Петербург на корабле «Джон Джудит» в 1717 году. По неизвестным причинам статуи этой серии не использовались для украшения Грота, а были установлены в аллеях сада.

Полдень изображен в виде молодого мавра, как это и рекомендует «Иконология». На голове у него расположен диск Солнца, которое особенно нещадно палит, когда оно в зените. В правой руке у Полдня стрелы — напоминание о всепроникающих солнечных лучах, а в левой — лотос — цветок, который начинает вырастать из воды и подниматься по мере возвышения Солнца. Лотос изображен не реалистически, а так же, как на гравюре из «Иконологии». У ног Полдня — подсолнечник, цветок, который тянется к Солнцу. На перевязи Полдня — знаки Тельца, Девы и Козерога.

Иконография этой фигуры взята из книги «Иконология», описывающей, как изображать Юг, тем более что оба слова обозначаются на латинском языке одинаково — Полдень. Полдень, как и Аврора, также когда-то имел крылышки.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 87-88.

Bonazza Giovanni
1695, Padua – 1730, Padua

An Italian sculptor of the Venice school.

Worked in Padua, Venice. Experienced the influence of F. Parodi, from whom he inherited a lively, dynamic manner of reproduction of bodies and clothes’ plastic, but gave his images great loveliness and the rococo-spirited elegance. Major works in Venice. In Russia there is a number of works attributed to G. Bonazza: statues Night, Aurora, Midday, Sunset (1716–1717), Delphi Sevilla (Summer Garden) and LibianSevilla (Pushkin), busts – allegories of the months (Pushkin), statues “Adam” and “Eve” for the fountains of the same names in Peterhof.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library