Кабианка Ф. (Италия)

Сатурн


SATURNO. Статуя

Начало XVIII века

Мрамор. 198 х 70 х 43


SATURNO

Сатурн — римский бог земледелия, чей культ слился с культом бога Кроноса, которому было предсказано, что он будет низвергнут одним из его детей. Поэтому Кронос проглатывал своих младенцев, и именно так в искусстве стали изображать Сатурна. С именем Сатурна связано представление о золотом веке — эпохе равенства, всеобщего изобилия и вечного мира. На триумфальных воротах в Москве, воздвигнутых для встречи победителей под Полтавой, на одной из картин был изображен Сатурн — «старый крылатый человек, отец богам бывший». Там же была надпись: «Сатурновы лета возвратятся» и цитировались строки из Овидия, которые в современном переводе звучат так:

«Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная,

Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди».

 Здесь как раз и идет речь о золотом веке, который для России связывался с именем Петра I, его «благоразумием и благорассмотрением», так как он «на благоугоднейших места фортецы (то есть крепости. — Ред.) от имени своего и иных созидает».

Мотив поглощения Сатурном своих детей также обыгрывался на одном из изображений триумфальных ворот 1704 года: Сатурн «во образе старца крылатого, бледного и изсохшего» извергал своих проглоченных детей и камень, который ему подсунула Рея вместо последнего ребенка — Зевса. Сатурн олицетворял в этом случае шведскую державу, которая «неправедно поглоти многоценный камень», то есть Ижорскую землю. В Летнем саду, вероятнее, Сатурн скорее всего олицетворял память о золотом веке, поскольку пару ему должна была составить богиня плодородия Опс. Имя этой богини потерялось при переписке, и эта часть заказа не была выполнена.

Скульптура была выполнена по заказу архитектора Г.-И. Маттарнови для парапета Грота в Летнем саду.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 55.

Кабианка Франческо
1665, Венеция – 1737, Венеция

Итальянский скульптор.

Родился в Венеции. Около десяти лет (с 1698 по 1708) провел в Далмации (на территория современных Хорватии и Черногории), выполняя скульптуры для алтарей. В дальнейшем работал в Венеции. В Летнем саду находится несколько выполненных им скульптур: Сатурн (1716), Вертумн и Помона (1717).

Cabianca F. Italy

Saturn


SATURNO. Статуя

Early 18th century

Marble. 198 х 70 х 43


SATURNO

Сатурн — римский бог земледелия, чей культ слился с культом бога Кроноса, которому было предсказано, что он будет низвергнут одним из его детей. Поэтому Кронос проглатывал своих младенцев, и именно так в искусстве стали изображать Сатурна. С именем Сатурна связано представление о золотом веке — эпохе равенства, всеобщего изобилия и вечного мира. На триумфальных воротах в Москве, воздвигнутых для встречи победителей под Полтавой, на одной из картин был изображен Сатурн — «старый крылатый человек, отец богам бывший». Там же была надпись: «Сатурновы лета возвратятся» и цитировались строки из Овидия, которые в современном переводе звучат так:

«Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная,

Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди».

 Здесь как раз и идет речь о золотом веке, который для России связывался с именем Петра I, его «благоразумием и благорассмотрением», так как он «на благоугоднейших места фортецы (то есть крепости. — Ред.) от имени своего и иных созидает».

Мотив поглощения Сатурном своих детей также обыгрывался на одном из изображений триумфальных ворот 1704 года: Сатурн «во образе старца крылатого, бледного и изсохшего» извергал своих проглоченных детей и камень, который ему подсунула Рея вместо последнего ребенка — Зевса. Сатурн олицетворял в этом случае шведскую державу, которая «неправедно поглоти многоценный камень», то есть Ижорскую землю. В Летнем саду, вероятнее, Сатурн скорее всего олицетворял память о золотом веке, поскольку пару ему должна была составить богиня плодородия Опс. Имя этой богини потерялось при переписке, и эта часть заказа не была выполнена.

Скульптура была выполнена по заказу архитектора Г.-И. Маттарнови для парапета Грота в Летнем саду.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 55.

Cabianca Francesco
1665, Venice – 1737, Venice

An Italian sculptor. Born in Venice. Spent about ten years (1698–1708) in Dalmatia (on the territory of present Croatia and Montenegro) performing sculptures for altars. Later worked in Venice. There are a few sculptures of his work in the Summer Garden: Saturnus (1716), Vertumnus and Pomona (1717).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library