Сюжет «Похищение сабинянки» восходит к легендарным временам основания Рима. Сабины — древнейшее население Италии, занимавшееся земледелием. Во времена Ромула римским юношам не хватало жен, и они во время празднества похитили сабинских женщин. Став женами римлян, сабинские женщины добились установления мира между римлянами и сабинами, несмотря на попытки сабинян отомстить за похищение.
Тем не менее существует и другая трактовка этой скульптурной группы. Известный исследователь скульптуры Летнего сада С. О. Андросов считает, что это Вакх и Ариадна. По легенде, Ариадна, дочь Миноса и Пасифаи, оказала помощь Тезею, который победил Минотавра и не заблудился в Лабиринте благодаря клубку ниток, данному ему Ариадной. Бежав вместе с Тезеем, Ариадна оказалась на Наксосе, где и встретилась с Вакхом. По одной из версий легенды, Вакх насильственно отнял Ариадну у Тезея, и, вероятно, именно этот момент легенды был использован скульптором.
Эта скульптурная группа не входила в петровскую коллекцию и появилась в Летнем саду не раньше середины XVIII века. Тем не менее мотив похищения был весьма популярен в декоративной садовой скульптуре XVII и XVIII веков, и поэтому такого рода скульптурная группа прекрасно соотносится с более ранней по времени создания коллекцией.
// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 82.
Сведения о реставрации
Топоркова Б. П., Лазарев П. А., Казанова А. В., Баруздин А. Ю. (2006)
Состояние сохранности до реставрации:
К моменту начала реставрационных работ поверхность скульптурной группы была покрыта устойчивыми загрязнениями различного происхождения. Значительная деструкция внешнего слоя мрамора привела к утрате морфологии отдельных фрагментов. Отсутствовали: кисть и фрагмент предплечья левой руки, кисть правой руки, пальцы на левой стопе и фрагмент правой стопы женской фигуры. Реставрационное восполнение предыдущих вмешательств на лицах обеих фигур, на воинских доспехах и руках мужской фигуры были сильно деструктированы и требовали замены. По всей поверхности наблюдались многочисленные сколы, царапины, потертости, трещины.
Комплекс проведенных мероприятий:
Удалены поверхностные загрязнения, в том числе глубокое биопоражение, остатки формовочных материалов, а также старые восполнения из доделочной массы и остатки воскового покрытия, утратившие свои декоративные свойства. При очистке использовались растворители, компрессы и парогенератор.
Поверхность мрамора и трещины укреплены. Кисть и фрагмент предплечья левой руки, кисть правой руки, пальцы на левой стопе и фрагмент правой стопы, нос, губы женской фигуры, нос мужской фигуры воссозданы в пластилине с использованием косвенных аналогий. С пластилиновых моделей были сняты виксинтовые формы с последующей отливкой и проработкой гипсовых моделей для изготовления форм и восполнений из реставрационной доделочной массы. Восполненные фрагменты установлены на место, монтажные швы заполнены доделочной массой на основе обратимого клея. Поверхность скульптурной группы обработана биоцидным раствором, реставрационные восполнения частично затонированы.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 249.
Сюжет «Похищение сабинянки» восходит к легендарным временам основания Рима. Сабины — древнейшее население Италии, занимавшееся земледелием. Во времена Ромула римским юношам не хватало жен, и они во время празднества похитили сабинских женщин. Став женами римлян, сабинские женщины добились установления мира между римлянами и сабинами, несмотря на попытки сабинян отомстить за похищение.
Тем не менее существует и другая трактовка этой скульптурной группы. Известный исследователь скульптуры Летнего сада С. О. Андросов считает, что это Вакх и Ариадна. По легенде, Ариадна, дочь Миноса и Пасифаи, оказала помощь Тезею, который победил Минотавра и не заблудился в Лабиринте благодаря клубку ниток, данному ему Ариадной. Бежав вместе с Тезеем, Ариадна оказалась на Наксосе, где и встретилась с Вакхом. По одной из версий легенды, Вакх насильственно отнял Ариадну у Тезея, и, вероятно, именно этот момент легенды был использован скульптором.
Эта скульптурная группа не входила в петровскую коллекцию и появилась в Летнем саду не раньше середины XVIII века. Тем не менее мотив похищения был весьма популярен в декоративной садовой скульптуре XVII и XVIII веков, и поэтому такого рода скульптурная группа прекрасно соотносится с более ранней по времени создания коллекцией.
// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 82.