Николаев Я. С.

Портрет артистки ленинградского радио М. Г. Петровой


1942

Холст, масло. 71 х 55

Пост. в 1984 от М. Г. Петровой


Мария Григорьевна Петрова (1906-1992), народная артистка РСФСР (1978), в годы войны была политруком Дома радио, бойцом МПВО Ленинградского радиокомитета, членом фронтовой бригады, участвовала в оборонных работах, разбирала развалы разрушенных домов, спасала раненых. С 1942 года участвовала в спектаклях вновь созданного Городского драматического (известного как Блокадный) театра. Голос Петровой хорошо знали жители в блокаду и после войны. Она проработала на радио 56 лет. В голодное время осады артистка отдала свой хлебный паек за пушкинские стихи, которые спустя тридцать лет подарила блокадному подростку, а затем поэту Сергею Давыдову. А он посвятил ей стихотворение „Подарок".  В живописном портрете своей будущей жены художник передал образ трогательный и одухотворенный. Анатолий Дмитренко // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 426.

Петрова Мария Григорьевна (1906–1992) – артистка ленинградского радио. Народная артистка РСФСР (1978). Жена художника. В годы войны была политруком Дома радио, бойцом МПВО Ленинградского радиокомитета, членом фронтовой бригады, участвовала в оборонных ботах, разбирала завалы разрушенных домов, спасала раненых. С 1942 года участвовала в спектаклях Городского драматического (известного как Блокадный) театра. Голос Петровой хорошо знали жители города в блокаду и после войны. Она проработала на радио 56 лет. В голодное время осады артистка отдала свой хлебный паек за сборник пушкинских стихов, который спустя тридцать лет подарила бывшему блокадному подростку, а впоследствии поэту Сергею Давыдову. Он посвятил ей стихотворение «Подарок»:

Ах ты книжица – впрямь таких мало:
В сорок первом зимой обменяла
Два последних сухарика тоненьких
На собрание пушкинских томиков…

В блокаду Мария Григорьевна бывала в Союзе художников, читала рассказы В. Г. Короленко. Николаев во время чтения делал с нее наброски. Живописный портрет будущей жены художника передает образ трогательный и одухотворенный. Он естествен, красив гармонией светло-розового, белого цвета одежды и мягко прописанного фона. Лирическая интонация произведения, выраженная в облике актрисы и живописном решении, особенно отчетлива в сравнении с «Автопортретом» и «Портретом художника В. И. Викулова». // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 270.

Николаев Ярослав Сергеевич
1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, Ленинград

Живописец.

Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932. Член ЛОСХ (с 1932, председатель правления – 1948–1951). Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1975).

Nikolayev Y.S.

Portrait of Maria Petrova


1942

Oil on canvas.

Received in 1984 from the artist’s widow, Maria Petrova, Leningrad


Maria Grigorievna Petrova (1906–1992): Leningrad radio artist. People’s Artist of the RSFSR (1978). Wife of the artist.

Maria Petrova worked as a political instructor at the House of Radio in Leningrad during the war. A member of the civil defence team of the Leningrad Radio Committee, she helped to save people from under the rubble of destroyed houses. From 1942 onwards, she performed at the Maxim Gorky Theatre of Drama, recreated during the war and known as the legendary Blockade Theatre. Petrova’s voice inspired the citizens of Leningrad both during the siege and after the war. She worked on the radio for a total of fifty-six years.

Once, during the Siege of Leningrad, Maria Petrova exchanged her bread ration for a collection of poems by Alexander Pushkin. Thirty years later, she presented the book to the poet Sergei Davydov, who dedicated the poem A Gift to her:

Slim volume of poetry, so few like you:

Exchanging her last dry slices of bread

For a collection of Pushkin’s verses

In the hungry winter of ’41...

Maria Petrova was a regular wartime visitor to the Union of Artists, where she read out the stories of Vladimir Korolenko. Her future husband, Yaroslav Nikolaev, made sketches of her while she was reading. The image in the portrait is both touching and inspired. The harmony of the light-pink and white tones of the clothes and the softly painted background is natural and beautiful. The notes of lyricism in the sitter’s outer appearance and the painterly resolution are particularly distinctive in comparison with such other works by the artist as Self-Portrait and Portrait of Vasily Vikulov.

Nikolayev Yaroslav Sergeyevich
1899, Shavli, Kovno Province — 1978, Leningrad

Painter. Studied at Kazimir Zelenevsky’s studio in Tomsk (1917); Tomsk University, law department (1917–1918); Irkutsk University, history and philosophy department (1919–1920); State Free Art Studios in Irkutsk (1925–1928). Contributed to exhibitions (from 1927). Member of the Leningrad Union of Artists (1932), chairman of its board (1948–1951). Lived in Leningrad during the Siege; created a number of paintings dedicated to the heroic defence of the city (1941–1945). Honoured Artist of the RSFSR (1956), People’s Artist of the RSFSR (1975).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library