Софья Алексеевна (17/27 сентября 1657, Москва – 3/14 июля 1704, Москва) — царевна, четвертая дочь царя Алексея Михайловича от брака с Марией Ильиничной Милославской. Пришла к власти в результате восстания стрельцов в Москве (1682). С мая 1682 по сентябрь 1689 – правительница Московского государства, регент при младших братьях Петре и Иване. В сентябре 1689 имя Софьи было исключено из царского титула; сама царевна арестована в Новодевичьем монастыре. В 1698 пострижена в монахини под именем Сусанны, незадолго до смерти приняла великую схиму под именем Софьи. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 123.
Известны три портрета Софьи Алексеевны подобного типа. После того как заговор Софьи был раскрыт, большинство ее изображений подверглось уничтожению. Портрет Софьи Алексеевны из Романовской галереи восходит к портретам из «Титулярника» 1672 года, богато украшенного гравированными портретами царствующих особ. Новой деталью является изображение двуглавого орла, на крыльях которого расположены шесть медальонов с аллегорическими фигурами «Благочестия», «Девства», «Милости», «Правосудия», «Крепости» и «Кротости». Софья изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована как царица. Светлана Моисеева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 57.
Sophia Alexeyevna (September 17, 1657 – July 3, 1704). Tsarevna, fourth daughter of Tsar Alexis I Mikhailovich with Maria Ilyinichna Miloslavskaya. She came to power through the Moscow Uprising (1682). During the period from May 1682 to September 1689 she ruled over Russia as regent for her younger brothers, Peter and Ivan. In September 1689 her attempt to become Tsaritsa failed and she was confined to the Novodevichy Convent. In 1698 she was made to take the veil under the name of Susanna, and later, shortly before her death, she was tonsured into the Great Schema and given the name Sophia.
Three portraits of Sophia Alexeevna of this kind are known. Soon after Sophia’s conspiracy was uncovered, most of her pictures were destroyed. The portrait of Sophia Alexeevna from the Romanov gallery is based on a portrait from the 1672 “Titulyarnik” (a manuscript containing titles, coats of arms, and portraits of Russian and foreign rulers) that was decorated with multiple rulers’ portraits. A new detail here is the image of a double-headed eagle with six medallions with allegorical figures of “Devoutness,” “Maidenhood,” “Grace,” “Justice,” “Strength,” and “Lenitude” on its wings. Sophia is depicted wearing a crown and holding a sceptre and the orb, even though she wasn’t crowned as tsaritsa.