Поясное изображение благословляющего святого Николая с закрытым Евангелием на левой руке является традиционным и принадлежит к одному из самых распространенных в восточнохристианском искусстве. Такой иконографический тип сложился не позднее X — начала XI века, о чем свидетельствует древнейший из сохранившихся иконописных образов — "Святой Николай с избранными святыми" из монастыря святой Екатерины на Синае, — и оставался неизменным до конца средневековья. Особую популярность он получил в древнерусском искусстве. Самое раннее дошедшее до нас поясное изображение святителя в русской иконописи относится к рубежу ХII-ХIII веков (ГТГ). В искусстве Новгорода иконография получает устойчивый характер не позднее XIII столетия, о чем свидетельствует публикуемая икона.
Напоминая монументальную простоту и ясность новгородских церквей, образ Николы уподоблен, согласно службе святому по Октоиху, "Храму Божьему". Вокруг него, как вокруг Тела Христова, собираются святые и праведники, члены Церкви Земной и Небесной, изображенные в медальонах и на полях иконы. Взгляды представленных на верхнем поле склоненных архангелов устремлены не к центру поля, обычно отводившемуся образу Этимасии — "Престолу Уготованному", а к святому Николаю, который воспринимается алтарной трапезой, жертвенником. Так понимается он и в литургичекой поэзии, где святой часто называется "архангелам съпрестолниче". Имя Николы могло соединяться с идеей церковного престола, поскольку его мощи лежали под главным алтарем собора в Бари и на них ежедневно совершалась Евхаристия. Символика образа подчеркивается расположением медальонов с портретами святых. Вместе с фигурами ангелов они образуют арку-сень над его головой. При этом композиционное решение памятника напоминает систему фрескового декора алтарной части храма. Характер заключенных в круг изображений также соответствует монументальным росписям. Особое место в символическом замысле иконы отведено медальонам с образами святых — патронов семьи заказчика. Они напоминают традицию погребальных портретов, исполненных в форме "imagines clipeatae", и позволяют рассматривать икону как поминальный образ. Композиция ее сродни росписям аркосолиев, традиционно отводимых в программах храмового декора памяти ктиторов. В этом контексте следует учесть то особое место, которое занимал образ Николы в русском религиозном сознании. Связь образа Николы с идеями воскресения человека, обретения Царствия Небесного могла предопределить своеобразие иконографического замысла этой иконы, как и многих других.
Икона раскрыта в Новгородском музее в 1926—1927 Н. Е. Давыдовым, в ЦГРМ (Москва) в 1928—1929 под наблюдением И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова Н. И. Брягиным и Н. А. Барановым.
Поясное изображение благословляющего святого Николая с закрытым Евангелием на левой руке является традиционным и принадлежит к одному из самых распространенных в восточнохристианском искусстве. Такой иконографический тип сложился не позднее X — начала XI века, о чем свидетельствует древнейший из сохранившихся иконописных образов — "Святой Николай с избранными святыми" из монастыря святой Екатерины на Синае, — и оставался неизменным до конца средневековья. Особую популярность он получил в древнерусском искусстве. Самое раннее дошедшее до нас поясное изображение святителя в русской иконописи относится к рубежу ХII-ХIII веков (ГТГ). В искусстве Новгорода иконография получает устойчивый характер не позднее XIII столетия, о чем свидетельствует публикуемая икона.
Напоминая монументальную простоту и ясность новгородских церквей, образ Николы уподоблен, согласно службе святому по Октоиху, "Храму Божьему". Вокруг него, как вокруг Тела Христова, собираются святые и праведники, члены Церкви Земной и Небесной, изображенные в медальонах и на полях иконы. Взгляды представленных на верхнем поле склоненных архангелов устремлены не к центру поля, обычно отводившемуся образу Этимасии — "Престолу Уготованному", а к святому Николаю, который воспринимается алтарной трапезой, жертвенником. Так понимается он и в литургичекой поэзии, где святой часто называется "архангелам съпрестолниче". Имя Николы могло соединяться с идеей церковного престола, поскольку его мощи лежали под главным алтарем собора в Бари и на них ежедневно совершалась Евхаристия. Символика образа подчеркивается расположением медальонов с портретами святых. Вместе с фигурами ангелов они образуют арку-сень над его головой. При этом композиционное решение памятника напоминает систему фрескового декора алтарной части храма. Характер заключенных в круг изображений также соответствует монументальным росписям. Особое место в символическом замысле иконы отведено медальонам с образами святых — патронов семьи заказчика. Они напоминают традицию погребальных портретов, исполненных в форме "imagines clipeatae", и позволяют рассматривать икону как поминальный образ. Композиция ее сродни росписям аркосолиев, традиционно отводимых в программах храмового декора памяти ктиторов. В этом контексте следует учесть то особое место, которое занимал образ Николы в русском религиозном сознании. Связь образа Николы с идеями воскресения человека, обретения Царствия Небесного могла предопределить своеобразие иконографического замысла этой иконы, как и многих других.
Икона раскрыта в Новгородском музее в 1926—1927 Н. Е. Давыдовым, в ЦГРМ (Москва) в 1928—1929 под наблюдением И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова Н. И. Брягиным и Н. А. Барановым.