Брюллов К. П.

Портрет светлейшей княгини Марии Петровны Волконской


Не позднее 1842

Холст, масло. 103 x85 (овал)

Пост. в 1922 из ГЗ (собрание П. А. Волконского)


Упоминание, что "Брюллов <...> оканчивал <…> портрет княгини Волконской", сохранилось в Отчете ИАХ зa 1841—1842. B 1842 пopтpeт экспонировался на выставке в ИАХ, после чего находился в фамильном собрании. Костюм и прическа изображенной не противоречат датировке портрета.

Волконская Мария Петровна (1815—1854) — светлейшая княгиня, дочь любителя искусств, мецената, одного из основателей ОПХ Петра Андреевича Кикина от брака с Марией Ардалионовной Торсуковой. Жена светлейшего князя гофмейстера Дмитрия Петровича Волконского (1805—1859).

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович
1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима

Живописец, акварелист, рисовальщик.

Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.Первоначальные художественные навыки получил у отца - академика "орнаментной скульптуры" и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А. И. Иванова и А. Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 - пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину "Последний день Помпеи" (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836).

По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи. В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 - в Италии. Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.

Brullov K. P.

Portrait of the Art Lover and Patron the Most Serene Princess Maria Volkonskaya, née Kikina, Wife of the Steward of the Household the Most Serene Prince Dmitry Volkonsky


Не позднее 1842

Oil on canvas.


Упоминание, что "Брюллов <...> оканчивал <…> портрет княгини Волконской", сохранилось в Отчете ИАХ зa 1841—1842. B 1842 пopтpeт экспонировался на выставке в ИАХ, после чего находился в фамильном собрании. Костюм и прическа изображенной не противоречат датировке портрета.

Волконская Мария Петровна (1815—1854) — светлейшая княгиня, дочь любителя искусств, мецената, одного из основателей ОПХ Петра Андреевича Кикина от брака с Марией Ардалионовной Торсуковой. Жена светлейшего князя гофмейстера Дмитрия Петровича Волконского (1805—1859).

Brullov (Bruleau) Karl Pavlovich
1799, St Petersburg -1852, Manziana (near Rome)

Painter, watercolourist, draughtsman, history painter, portraitist, genre painter, mural painter. Born into an artistic family. Studied under Anton Ivanov, Alexei Yegorov and Vasily Shebuyev at the Imperial Academy of Arts (1809-22), graduated with a first-class gold medal. Sent to Italy by the Society for the Encouragement of Arts (1822-35). Worked in Milan, Naples and Rome. Won fame in Europe as a portraitist and history painter for such works as The Last Day of Pompeii (1827-33, Russian Museum. St Petersburg)- Returned to Russia and lived in St Petersburg. Honorary freeman (1834), second-degree professor (1835) and first-degree professor (1846) of the Imperial Academy of Arts, where he taught history painting, enjoying the love and respect of his many students. Professor of the Accademia di Belle Arti in Florence. Contributed to exhibitions in Rome, Milan, Paris and St Petersburg. Went abroad on the advice of doctors (1849), settled in Italy (1850).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library