Михаил Никитич Муравьёв (1757—1807) — деятель Русского Просвещения, попечитель Московского университета, сенатор. Основоположник жанра лёгкой поэзии в России.
Скульптор-монументалист.
Родился в семье вольного мастера резного дела, в 1785 был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств. Большое влияние на будущего скульптора оказал его учитель М. И. Козловский. Первые самостоятельные произведения выполнил в ученические годы: статуя «Меркурий» (1799) для петергофского каскада и рельеф «Взятие фрегатов при Гангуте» (1800) для пьедестала памятника Петру I работы Б. -К. Растрелли. С 1803 в пенсионерской поездке в Италию, до 1806 совершенствовался под руководством А. Кановы. Первой большой работой, в которую скульптор включился по возвращении на родину, явилось убранство строящегося Казанского собора. За статую апостола Андрея Первозванного Советом Академии был произведен в адъюнкт-профессоры. В1809 совместно с С. С. Пименовым приступил к пластическому оформлению здания Горного института. Идейным центром архитектурно-пластической композиции являются двухфигурные группы, располагающиеся на фоне мощной колоннады портика. Группу «Геракл и Антей» выполнил Пименов, «Похищение Прозерпины Плутоном» — Демут-Малиновский (1809—1811). Ему принадлежат также фигуры коней и воина, держащего узду в скульптурном убранстве Нарвских триумфальных ворот В. П. Стасова (1827—1832). Мастер станковой скульптуры («Русский Сцевола», 1813, ГРМ), он был также автором мемориальных памятников (надгробия А.Н. Воронихина, после 1814; П. П. Чекалевского, 1817 (?); М. Б. Барклая-де-Толли, 1823; В. Д. Новосильцева, 1820-е, и др.) и портретов (бюсты А. В. Суворова, 1814; М. И. Кутузова, 1817 (?), не сохранился; М. В. Ломоносова, 1821). Последними работами скульптора стали памятники фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) и Ивану Сусанину в Костроме (1836, оба установлены после 1846).
Михаил Никитич Муравьёв (1757—1807) — деятель Русского Просвещения, попечитель Московского университета, сенатор. Основоположник жанра лёгкой поэзии в России.
Sculptor. Studied at the Imperial Academy of Arts (1785–1800). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Rome (1803–1806). Taught at the Imperial Academy of Arts (from 1808). Professor (from 1813), chancellor of the sculpture department (from 1836). Oversaw the sculpture of palaces and parks in St Petersburg. Author of many ornamental and monumental works decorating St Petersburg’s buildings, indoor and memorial sculptures as well.