Сазонов (Созонов) В. К.

Дмитрий Донской на Куликовом поле


1824

Холст, масло. 131,5 х 194

Пост. в 1897 из Императорского Эрмитажа


8 сентября 1380 года на Куликовом поле в верховьях реки Дон состоялась битва между русскими во главе с московским князем Дмитрием (1350–1389) и войском Золотой Орды во главе с Мамаем. В этом сражении князь Дмитрий проявил выдающийся воинский талант. Сам он был тяжело ранен, но смог добраться до леса, где и был найден после боя без сознания. За победу в Куликовской битве был прозван Донским. Канонизирован Русской Православной Церковью (1988). Все три картины (Василия Сазонова, Ивана Угрюмова (Ж-12044) и Ореста Кипренского (Ж-5129) написаны по программе, данной Советом Академии художеств. Сюжет взят из сочинения Василия Татищева «История российская с самых древнейших времен». 28 декабря 1830 года за эту картину Совет Академии художеств присвоил Василию Са зонову звание академика. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 29.

8 сентября 1380. Куликовская битва

Ранним утром на Куликовом поле между Доном и Непрядвой началась битва, в которой русские войска наголову разгромили полчища монгольского хана Мамая. Согласно летописным источникам, началась она с поединка богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они погибли на месте. После этого в бой вступили войска. Князь Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. За эту победу, ставшую прологом к обретению полной независимости от Орды, князь Дмитрий получил прозвание Донской. В 1988 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.

1243–1480. Монголо-татарское иго

В 1237–1241 годах монгольская армия под предводительством хана Батыя совершила два похода на русь. Были разрушены города Рязань, Москва, Владимир, в 1240 году пал Киев. В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович первым получил от монголов ярлык на великое Княжение. Русские земли признали свое вассальное положение. Все действия русских князей зависели от воли ханов. Чтобы получить ярлык (специальное разрешение) на княжение, многим правителям приходилось идти на значительные уступки, унижения, некоторые князья находили в стане монголов и свою смерть.

Знаменательную победу над монголами одержал Дмитрий Донской на Куликовом поле в 1380 году. В 1480 году войска московского великого князя Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угра. Несколько дней они стояли на противоположных берегах, не вступая в бой. Затем хан отступил, давая понять, что притязаний на русь больше не имеет. Так наступил конец татаро-монгольского ига на Руси. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.

Князь Димитрий Иванович (1350–1389) правил Москвой после 1359 года. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 года татары потерпели сокрушительное поражение в битве на Куликовом поле, за что князь Дмитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. 100 000 воинов во главе с князем Димитрием вышло из ворот Кремля навстречу врагу. Они героически сражались на Куликовом поле. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери оказались огромными, но сражение было выиграно. Дмитрий Донской был тяжело ранен.

За эту картину и за копии с картин Караваджо «Положение во гроб» и Тициана «Любовь земная и небесная» и за другие картины в 1830 году Сазонов получил звание академика.

Сазонов (Созонов) Василий Кондратьевич
Около 1789, Гомель Могалевской губ. − 1870, Санкт-Петербург

Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал также образа.

Крепостной графа Н. П. Румянцева. 13 августа 1804 Совет ИАХ определил "мальчика Василья Кондратьева сына Созонова принять в число пенсионеров, а за содержание его и обучение деньги по двести рублей в год получить от Его Сиятельства графа Николая Петровича Румянцева" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 462). Учился у Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1809 удостоен второй серебряной медали, в 1810 отпущен Н. П. Румянцевым "вечно на волю" „в уважение таковых талантов его" и с обязательством "вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 548). В 1810 и 1811 получил вторые серебряные медали за рисунки с натуры, в 1811 и 1812 за программы "Царь Иоанн Васильевич отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину" и "Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества" − вторые золотые. В 1813 удостоен первой золотой медали за программу "Верность Богу и государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном". В 1815 окончил ИАХ в числе "вольных пенсионеров" и был помещен на казенное содержание. 30 июня 1817 "живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие край" было объявлено, что "отправления сего уже ожидать не могут". Двадцати художникам, "для которых Академия весь свой долг воспитания и обучения исполнила", было предложено "приискать себе свойственную способностям своим службу". В июле 1818 ходатайствует об отправлении его в Италию "для усовершенствования в художестве" вместе с академическими пенсионерами (на средства Н. П. Румянцева). В конце июля отплыл из России на корабле "Елизавета". В Италии исполнил картины "Марфа Посадница" (1822), "Кесарю кесарево" (1823−1824), "Первая встреча князя Игоря с Ольгой" (1824, ГТГ). В 1826 вернулся в Россию. 1 февраля 1830 представил в ИАХ исполненный по заказу графа А. И. Остермана-Толстого "портрет Его Сиятельства в ту минуту, когда он, раненный при Кульме, выдержал операцию и смотрит на оканчивающееся вдали сражение" (Петров. Ч. 2.1865. С. 253). В 1830 удостоен звания академика, тогда же ИАХ была приобретена исполненная в Риме копия с картины Тициана "Любовь земная и любовь небесная". Летом 1831 работал над образами для церкви в Ахалцыхе, которыми ИАХ осталась недовольна (РГИА, ф. 789, оп. 1, ч.2.1832, д. 1580, л. 1-3). Писал образа для Троице-Измайловского собора (1835), Казанского собора (1836), церквей Петербурга, Царского Села и Петергофа. В 1835−1836 работал в Варшаве. В 1842 писал эскизы образов для вновь строящейся Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка.

Sazonov V.K.

Dmitry of the Don in the Kulikovo Battlefield


1824

Canvas, oil.


8 сентября 1380 года на Куликовом поле в верховьях реки Дон состоялась битва между русскими во главе с московским князем Дмитрием (1350–1389) и войском Золотой Орды во главе с Мамаем. В этом сражении князь Дмитрий проявил выдающийся воинский талант. Сам он был тяжело ранен, но смог добраться до леса, где и был найден после боя без сознания. За победу в Куликовской битве был прозван Донским. Канонизирован Русской Православной Церковью (1988). Все три картины (Василия Сазонова, Ивана Угрюмова (Ж-12044) и Ореста Кипренского (Ж-5129) написаны по программе, данной Советом Академии художеств. Сюжет взят из сочинения Василия Татищева «История российская с самых древнейших времен». 28 декабря 1830 года за эту картину Совет Академии художеств присвоил Василию Са зонову звание академика. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 29.

8 сентября 1380. Куликовская битва

Ранним утром на Куликовом поле между Доном и Непрядвой началась битва, в которой русские войска наголову разгромили полчища монгольского хана Мамая. Согласно летописным источникам, началась она с поединка богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они погибли на месте. После этого в бой вступили войска. Князь Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. За эту победу, ставшую прологом к обретению полной независимости от Орды, князь Дмитрий получил прозвание Донской. В 1988 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.

1243–1480. Монголо-татарское иго

В 1237–1241 годах монгольская армия под предводительством хана Батыя совершила два похода на русь. Были разрушены города Рязань, Москва, Владимир, в 1240 году пал Киев. В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович первым получил от монголов ярлык на великое Княжение. Русские земли признали свое вассальное положение. Все действия русских князей зависели от воли ханов. Чтобы получить ярлык (специальное разрешение) на княжение, многим правителям приходилось идти на значительные уступки, унижения, некоторые князья находили в стане монголов и свою смерть.

Знаменательную победу над монголами одержал Дмитрий Донской на Куликовом поле в 1380 году. В 1480 году войска московского великого князя Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угра. Несколько дней они стояли на противоположных берегах, не вступая в бой. Затем хан отступил, давая понять, что притязаний на русь больше не имеет. Так наступил конец татаро-монгольского ига на Руси. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.

Князь Димитрий Иванович (1350–1389) правил Москвой после 1359 года. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 года татары потерпели сокрушительное поражение в битве на Куликовом поле, за что князь Дмитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. 100 000 воинов во главе с князем Димитрием вышло из ворот Кремля навстречу врагу. Они героически сражались на Куликовом поле. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери оказались огромными, но сражение было выиграно. Дмитрий Донской был тяжело ранен.

За эту картину и за копии с картин Караваджо «Положение во гроб» и Тициана «Любовь земная и небесная» и за другие картины в 1830 году Сазонов получил звание академика.

Sazonov (Sozonov) Vasily Kondratyevich
Около 1789, Гомель Могалевской губ. − 1870, Санкт-Петербург

Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал также образа.

Крепостной графа Н. П. Румянцева. 13 августа 1804 Совет ИАХ определил "мальчика Василья Кондратьева сына Созонова принять в число пенсионеров, а за содержание его и обучение деньги по двести рублей в год получить от Его Сиятельства графа Николая Петровича Румянцева" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 462). Учился у Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1809 удостоен второй серебряной медали, в 1810 отпущен Н. П. Румянцевым "вечно на волю" „в уважение таковых талантов его" и с обязательством "вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 548). В 1810 и 1811 получил вторые серебряные медали за рисунки с натуры, в 1811 и 1812 за программы "Царь Иоанн Васильевич отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину" и "Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества" − вторые золотые. В 1813 удостоен первой золотой медали за программу "Верность Богу и государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном". В 1815 окончил ИАХ в числе "вольных пенсионеров" и был помещен на казенное содержание. 30 июня 1817 "живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие край" было объявлено, что "отправления сего уже ожидать не могут". Двадцати художникам, "для которых Академия весь свой долг воспитания и обучения исполнила", было предложено "приискать себе свойственную способностям своим службу". В июле 1818 ходатайствует об отправлении его в Италию "для усовершенствования в художестве" вместе с академическими пенсионерами (на средства Н. П. Румянцева). В конце июля отплыл из России на корабле "Елизавета". В Италии исполнил картины "Марфа Посадница" (1822), "Кесарю кесарево" (1823−1824), "Первая встреча князя Игоря с Ольгой" (1824, ГТГ). В 1826 вернулся в Россию. 1 февраля 1830 представил в ИАХ исполненный по заказу графа А. И. Остермана-Толстого "портрет Его Сиятельства в ту минуту, когда он, раненный при Кульме, выдержал операцию и смотрит на оканчивающееся вдали сражение" (Петров. Ч. 2.1865. С. 253). В 1830 удостоен звания академика, тогда же ИАХ была приобретена исполненная в Риме копия с картины Тициана "Любовь земная и любовь небесная". Летом 1831 работал над образами для церкви в Ахалцыхе, которыми ИАХ осталась недовольна (РГИА, ф. 789, оп. 1, ч.2.1832, д. 1580, л. 1-3). Писал образа для Троице-Измайловского собора (1835), Казанского собора (1836), церквей Петербурга, Царского Села и Петергофа. В 1835−1836 работал в Варшаве. В 1842 писал эскизы образов для вновь строящейся Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library