Васильев Ф. А.

Болото в лесу. Осень


1872

Холст, масло. 81 х 115,5

Пост. в 1920 из собр. М.П.Гренстранда (Петроград)


В 1871 году только что достигший творческой зрелости и едва вступивший в третье десятилетие своей жизни Васильев заболел туберкулезом. Он был вынужден покинуть Петербург и уехать на Украину в село Хотень, а затем в Крым, откуда ему уже не суждено было вернуться. Живя в Ялте, он испытывал большие жизненные трудности. Небольшой ссуды Общества поощрения художников не хватало на содержание семьи и расходы, которых требовала работа над картинами. Велика была его тоска по дорогим ему северным лесам и болотам с их ни с чем не сравнимой свежестью и простором, родным и близким ему. И мастер продолжал работать над картинами среднерусской природы, используя сохранившиеся этюды и свою необыкновенно цепкую память. Так были созданы «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Утро». Одним из последних было полотно «Болото в лесу. Осень», начатое в 1872 и принадлежащее к самым замечательным русским пейзажам 70-х годов XIX столетия. В цветовом решении картины, в самой системе живописи с применением широкого динамичного мазка Васильев значительно опередил общий уровень и возможности искусства своего времени, предвосхитив достижения отечественной живописи 1890-х годов.

Незадолго до своей кончины писал И. Крамскому: «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?». Изобразив осенние деревья на фоне темно-сизой тучи, художник заставил с необычайной силой гореть медно-золотистые кроны пышнолиственных дубов, поддержав этот звенящий цветовой акцент сложным аккомпанементом оттенков желтого и красного в березовых и осиновых рощах дальнего плана. Воспоминания о прекрасном осеннем убранстве русских лесов Васильев сочетал с наблюдениями, сделанными им в крымских горах, расцвеченных по осени необычайно яркими и свежими цветными пятнами. Застывшие в предвечерней тишине осенние дубы как бы светятся в теплых лучах клонящегося к вечеру солнца. Недвижные, какие-то загадочные силуэты болотных птиц среди зеленой и ржаво-красной растительности вносят в общее настроение ноту таинственности, задумчивости и грусти, очень типичную для последних картин Васильева. Свойственная ему романтичность образного строя получила здесь преимущественно элегическое звучание. Живопись картины свободна и выразительна в каждом мазке, будучи предельно точной и продуманной в многочисленных нюансах. О своих впечатлениях о картине И. Крамской писал автору: "Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще... не вполне хорошо, ... но это – гениально".



Васильев Федор Александрович
1850, Гатчина – 1873, Ялта

Живописец-пейзажист, рисовальщик, занимался литографией.

Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. В 1871 — вольнослушатель Академии художеств (занятия не посещал). Состоял помощником реставратора И. К. Соколова в ИАХ (с 1865). Работал под руководством И. И. Шишкина наострове Валаам (июнь–ноябрь 1867). В 1870 вместе с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым путешествовал по Волге.  Участник выставок с 1867. Член и экспонент ОПХ (1867–1868, 1871–1873), МОЛХ (1872). Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. 

Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения". 

Vasilyev F. A.

Marsh in a Forest. Autumn


1872

Oil on canvas. 81 х 115,5


Fedor Alexandrovich Vasiliev was a master of lyrical landscape that died in the young age. Though he lived a short life, he left a number of excellent landscape paintings that combined accuracy with fine and profound lyricism of Russian nature. “Young, strong, with only 5 years of artistic experience, F. Vasiliev reached unbelievable heights” – wrote N. Ge. Vasiliev started to paint during the years of revival of realistic national landscape, and his works were soon compared to the paintings by renowned contemporary masters – I. Shishkin, I. Repin, and others. Vasiliev believed in the unlimited power of art, its ability to influence and transform people.  He wrote once: “If you paint a picture consisting of just the mountains and the blue air…and if you express it just like it is in reality…I believe, that any person with an evil plan would put it aside in view of this delightful picture full of endless triumph and purity of Nature”. His landscapes are full of admiration of the beauty around and at the same time of a sinking feeling of bidding farewell.

In the beginning of 1872 Vasiliev began his work on the painting Marsh in the Forest. Autumn. Short before his death he wrote to I. Kramskoy: “Oh, a marsh, a marsh! My heart shrinks with a grave presentiment! Will I ever be able to breathe this free air, to feel this invigorating power of morning awakening in the steaming waters?” This painting was not created from nature – the artist created it on the basis of several studies. Despite it has never been finished, it shows artistic ambition and a desire to express and preserve clear colours. This excellent painting reveals for the viewers the heavenly land of marshes and birch trees that was so precious for the painter. Contemporaries viewed F. Vasiliev as a reformer who would up-end Russian landscape painting if not for his early death. His last work shows that he stood on the edge of new discoveries and revelations in painting. I. Kramskoy wrote to the artist about his impressions: “This is a real painting – there is nothing like it, it does not repeat anything, it has no slightest similarities to the works of any artist; this is something absolutely unique, isolated from any influences, staying apart from all modern trends in art. One thing I can say for sure: it is not perfect yet, but it’s ingenious”.



Vasilyev Fyodor Alexandrovich
1850, Gatchina (St Petersburg Province) - 1873, Yalta

Painter, landscapist. Studied under Ivan Kramskoi at the evening classes of the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863-67) and under the restorer Ivan Sokolov at the Imperial Academy of Arts (from 1865). Worked under Ivan Shishkin on the island of Balaam (1867). Extern student of the Imperial Academy of Arts (1871; did not attend classes). Accompanied Ilya Repin and Ivan Makarov on a trip down the Volga (1870). Class artist (1872), reduced to honorary fellow (1873). Member of the Society for the Encouragement of Artists (from 1868). Contributed to the exhibitions of the Society for the Encouragement of Artists (1867-73; with interval), Imperial Academy of Arts (1872, 1873) and Moscow Society of Lovers of the Arts (1872). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library