Васильев Ф. А.

Деревня


1869

Холст, масло. 61 х 82,5

Пост. в 1920 из собрания М. П. Гренстранда


К числу наиболее замечательных по своей художественной ценности явлений отечественного пейзажа принадлежит творчество Ф. А. Васильева – «гениального мальчика» (по словам Крамского), трагически скончавшегося 23-х лет. В кратчайший срок (1867–1870) он достиг подлинной творческой зрелости, поражая своих старших товарищей не только могуществом лирического таланта, но и стремительностью развития и высотой достигнутых успехов. Присущая Васильеву романтическая взволнованность в передаче состояний природы, типичный для шестидесятников интерес к крестьянской жизни, трезвое видение ее прозаических подробностей и вместе с тем восхищение красотой природного мира, стремление к выразительности живописного языка сказываются в целом ряде его ранних работ. Среди них наиболее повествовательна «шестидесятническая» картина «Деревня» (1868). Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 30.

Новыми поисками был наполнен для художника 1869 год, когда было создано это произведение. Летом граф П.С. Строганов приглашает молодого талантливого художника в свое имение Знаменское в Тамбовскую губернию, а в сентябре в Хотень под Сумами Харьковской губернии. Художник много работает. В равной степени его интересуют сцены народной жизни и картины природы. Одновременно в нем зрело новое понимание природы и живописных средств ее выражения, которое шло в направлении преодоления академических канонов, что сказывается в расположении светлых и темных планов, в некоторой сухости живописи. И в то же время в ней чувствуются традиции "шестидесятников": откровенное обличение и ясно выраженная повествовательность. Русская деревня изображается в ее реальном облике, без идеализации: ветхие, полуразвалившиеся избы, тощие коровенки, непролазная грязь. Так жила деревня после недавней реформы. Однако, как и другие пейзажисты критического реализма, художник видел и воспринимал сердцем красоту русской природы, которая ассоциировалась для него с красотой духа народа, с представлениями о Родине. Примечательно, что высокая поэтичность не вступала в противоречие с заключенным в сюжете критическим началом. 

Васильев Федор Александрович
1850, Гатчина – 1873, Ялта

Живописец-пейзажист, рисовальщик.

Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873).

Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. Под руководством И. И. Шишкина работал на о. Валаам. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения". 

Vasilyev F. A.

Countryside


1869

Oil on canvas.


The social elements of the countryside theme are brightly incarnated in this painting by Fyodor Vasilyev. The cart ruts in the twisting road in the foreground evoke the impression of the poverty and hopelessness of peasant life. The lonely figure of the peasant woman disappearing into the distance adds spatial depth to the landscape. 

Vasilyev Fyodor Alexandrovich
1850, Gatchina (St Petersburg Province) - 1873, Yalta

Painter, landscapist. Studied under Ivan Kramskoi at the evening classes of the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863-67) and under the restorer Ivan Sokolov at the Imperial Academy of Arts (from 1865). Worked under Ivan Shishkin on the island of Balaam (1867). Extern student of the Imperial Academy of Arts (1871; did not attend classes). Accompanied Ilya Repin and Ivan Makarov on a trip down the Volga (1870). Class artist (1872), reduced to honorary fellow (1873). Member of the Society for the Encouragement of Artists (from 1868). Contributed to the exhibitions of the Society for the Encouragement of Artists (1867-73; with interval), Imperial Academy of Arts (1872, 1873) and Moscow Society of Lovers of the Arts (1872). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library