Васильев Ф. А.

В церковной ограде. Валаам


1867

Холст, масло. 43 х 67


В 1867 году в монастыре «плечом к плечу» работали академик Иван Шишкин и многообещающий семнадцатилетний пейзажист Федор Васильев. С июня по ноябрь они вместе плавали на лодке вокруг островов, забирались в самые дремучие уголки непроходимого леса.«Пейзаж с охотником. Остров Валаам» подтверждает пристрастие Шишкина к мотивам, полюбившимся ему еще десять лет назад. Для Васильева приезд в обитель был первым большим профессиональным уроком серьезной натурной работы. «Федя пишет, что он в восторге от Валаама и от обилия флоры»*, – сообщала в письме Шишкину его невеста, родная сестра Васильева. Сохранившийся в собрании Русского музея валаамский альбом говорит о скрупулезном освоении «гениальным мальчиком» сложных природных форм и появлении новых пейзажных мотивов. В рисунках Васильев старался быть похожим на своего учителя <...> Однако в живописных работах уже просматривались черты индивидуального почерка. В небольшом по размерам картоне «Берег Ладожского озера. Облачный день» (Ж-4109) художник специально акцентирует внимание на «живом» облачном небе. Этюд «На острове Валааме. Камни» (Ж-4101) подтверждает интерес художника к колористическому обобщению форм. Наиболее содержательной является картина «В церковной ограде. Валаам» (Ж-4100). Выбор композиции для изображения старого монастырского кладбища, бесспорно, был обусловлен присутствием на натурной работе Шишкина. А говоря об индивидуальных отличиях картины Васильева, следует отметить сочную цветовую гамму (особенно в градациях зеленого), а также использование приемов живописной лепки объемов форм. Сергей Кривонденченков.  «ОЧАРОВАННЫЕ СТРАННИКИ» — ЖИВОПИСЦЫ ВАЛААМА // Валаам. 200 лет в русской живописи. СПб, 2019. С. 21-22.

* Письмо Е. А. Васильевой И. И. Шишкину от 22 июня 1867 года // Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневники. Современники о художнике / Сост., вступ. ст. и примеч. И. Н. Шуваловой. Л.: Искусство, 1984. С. 123.

 

В год создания произведения художник вместе с И.Шишкиным побывал на острове Валаам, они провели там пять с половиной месяцев. Эта поездка имела важное значение для художника: он приобретал опыт работы на натуре. Среди этюдов, созданных на острове, наряду с пейзажами встречаются остро схваченные бытовые сцены, фигуры и головы монахов, богомолок, крестьян. Нередко в них обнаруживается сатирическая направленность, сближающая их с обличительными произведениями художников круга В. Перова. Их объединяет живой интерес к людям, стремление к острой точной оценке характера. Осенью, уже в мастерской  художник дорабатывал маслом начатые рисунки. Так, вероятно, появилась данная работа, в которой художник изобразил уголок старого монастырского кладбища. 



Васильев Федор Александрович
1850, Гатчина – 1873, Ялта

Живописец-пейзажист, рисовальщик, занимался литографией.

Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. В 1871 — вольнослушатель Академии художеств (занятия не посещал). Состоял помощником реставратора И. К. Соколова в ИАХ (с 1865). Работал под руководством И. И. Шишкина наострове Валаам (июнь–ноябрь 1867). В 1870 вместе с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым путешествовал по Волге.  Участник выставок с 1867. Член и экспонент ОПХ (1867–1868, 1871–1873), МОЛХ (1872). Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. 

Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения". 

Vasilyev F. A.

В церковной ограде. Валаам


1867

Oil on canvas.


В 1867 году в монастыре «плечом к плечу» работали академик Иван Шишкин и многообещающий семнадцатилетний пейзажист Федор Васильев. С июня по ноябрь они вместе плавали на лодке вокруг островов, забирались в самые дремучие уголки непроходимого леса.«Пейзаж с охотником. Остров Валаам» подтверждает пристрастие Шишкина к мотивам, полюбившимся ему еще десять лет назад. Для Васильева приезд в обитель был первым большим профессиональным уроком серьезной натурной работы. «Федя пишет, что он в восторге от Валаама и от обилия флоры»*, – сообщала в письме Шишкину его невеста, родная сестра Васильева. Сохранившийся в собрании Русского музея валаамский альбом говорит о скрупулезном освоении «гениальным мальчиком» сложных природных форм и появлении новых пейзажных мотивов. В рисунках Васильев старался быть похожим на своего учителя <...> Однако в живописных работах уже просматривались черты индивидуального почерка. В небольшом по размерам картоне «Берег Ладожского озера. Облачный день» (Ж-4109) художник специально акцентирует внимание на «живом» облачном небе. Этюд «На острове Валааме. Камни» (Ж-4101) подтверждает интерес художника к колористическому обобщению форм. Наиболее содержательной является картина «В церковной ограде. Валаам» (Ж-4100). Выбор композиции для изображения старого монастырского кладбища, бесспорно, был обусловлен присутствием на натурной работе Шишкина. А говоря об индивидуальных отличиях картины Васильева, следует отметить сочную цветовую гамму (особенно в градациях зеленого), а также использование приемов живописной лепки объемов форм. Сергей Кривонденченков.  «ОЧАРОВАННЫЕ СТРАННИКИ» — ЖИВОПИСЦЫ ВАЛААМА // Валаам. 200 лет в русской живописи. СПб, 2019. С. 21-22.

* Письмо Е. А. Васильевой И. И. Шишкину от 22 июня 1867 года // Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневники. Современники о художнике / Сост., вступ. ст. и примеч. И. Н. Шуваловой. Л.: Искусство, 1984. С. 123.

 

В год создания произведения художник вместе с И.Шишкиным побывал на острове Валаам, они провели там пять с половиной месяцев. Эта поездка имела важное значение для художника: он приобретал опыт работы на натуре. Среди этюдов, созданных на острове, наряду с пейзажами встречаются остро схваченные бытовые сцены, фигуры и головы монахов, богомолок, крестьян. Нередко в них обнаруживается сатирическая направленность, сближающая их с обличительными произведениями художников круга В. Перова. Их объединяет живой интерес к людям, стремление к острой точной оценке характера. Осенью, уже в мастерской  художник дорабатывал маслом начатые рисунки. Так, вероятно, появилась данная работа, в которой художник изобразил уголок старого монастырского кладбища. 



Vasilyev Fyodor Alexandrovich
1850, Gatchina (St Petersburg Province) - 1873, Yalta

Painter, landscapist. Studied under Ivan Kramskoi at the evening classes of the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863-67) and under the restorer Ivan Sokolov at the Imperial Academy of Arts (from 1865). Worked under Ivan Shishkin on the island of Balaam (1867). Extern student of the Imperial Academy of Arts (1871; did not attend classes). Accompanied Ilya Repin and Ivan Makarov on a trip down the Volga (1870). Class artist (1872), reduced to honorary fellow (1873). Member of the Society for the Encouragement of Artists (from 1868). Contributed to the exhibitions of the Society for the Encouragement of Artists (1867-73; with interval), Imperial Academy of Arts (1872, 1873) and Moscow Society of Lovers of the Arts (1872). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library