Литовченко А. Д.

Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею


1875

Холст, масло. 153 х 236

Пост. в 1897 из Академии художеств


Английский дипломат Джером Горсей (около 1550–1626) прожил в России почти два десятилетия, работая в представительстве английской Московской компании. Его перу принадлежат несколько сочинений о России. В 1581 году, во время Ливонской войны, он занял важное положение при русском дворе, занимаясь поставкой из Англии военных припасов. На картине запечатлен эпизод из последних лет царствования Ивана IV, отмеченных тяжелыми внутри и внешнеполитическими неудачами. Желая продемонстрировать иностранному дипломату свое неслабеющее могущество, царь привел его под своды кремлевской сокровищницы.

Литовченко принадлежал к числу художников, в произведениях которых недостаток живописного темперамента, а подчас и психологической убедительности искупался безусловной достоверностью в воссоздании исторической обстановки. Картину отличает тщательная и изящная манера письма, осязаемо передающая фактуру вещей — блеск камней и металла, мягкость шелка и бархата. В колористическом отношении наиболее интересна центральная часть полотна, в которой сочетание золотистых, сиреневых, темно-красных тонов костюмов Ивана и Горсея создает ощущение роскоши. Екатерина Шилова // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 115.

Царь Иван IV Васильевич (Грозный) (1530—1584) — сын Василия III и Елены Глинской. Венчан на царство в 1547 после непродолжительного регентства матери и правления бояр. Эта же дата считается началом образования Московского царства (1547—1721), когда Иоанн IV Васильевич во время коронации принял титул «царя Всея Руси». Таким образом, утверждал себя в качестве суверенного правителя и наследника византийских императоров (Иоанн был внуком Софии Палеолог, племянницы последнего императора Византии). Однако притязания великих московских князей на царский титул прослеживаются еще от Ивана III, когда из Византии были заимствованы многие ритуалы и символика.

Примерно к тому же времени относится рождение концепции «Москва — третий Рим», утверждавшей мессианскую роль России в качестве главного оплота православия. В 1550-е провел ряд реформ при участии узкого круга приближенных лиц — Избранной рады. В это время был издан общерусский судебник, усовершенствована приказная система управления, создано постоянное войско стрельцов, созван Стоглавый собор (1551) для унификации церковных обрядов и решения вопросов канонизации, принято Уложение о службе, установившее обязанность для землевладельцев являться на войну «конно, людно и оружно».

Осуществил ряд успешных походов по присоединению ханств - Казанского (1552) и Астраханского (1556), а также Башкирии (1557). Потерпел поражение в Ливонской войне за выход к Балтийскому морю (1558-1583). Из-за проводимой политики столкнулся с оппозиционными боярскими кругами, что привело к введению опричнины и политическим заговорам (1567 и 1569). Покровительствовал развитию культуры, церковному строительству и просвещению. «Грозным» Иван IV был прозван народом за казни политических изменников.

Литовченко Александр Дмитриевич
1835, Кременчуг Полтавской губернии – 1890, Санкт-Петербург

Живописец; автор картин на исторические сюжеты, портретист, монументалист.

Учился в ИАХ (1855–1863) у Ф. А. Бруни. Член-учредитель «Художественного общества в ИАХ» (1857–1858). Участник «бунта 14-ти» (1863). Академик (1868). Член и экспонент ТПХВ (с 1878).

Живописец, рисовальщик; автор картин на исторические сюжеты, портретов, работал также в области религиозной живописи. Из семьи учителя уездного училища. Учился в ИАХ (1855–1863) у Ф. А. Бруни. Получил малую золотую медаль (1861) за картину „Харон перевозит души через реку Стикс“. Вышел из ИАХ (1863) вместе с тринадцатью конкурентами на большую золотую медаль. Член Петербургской Артели художников. Член ТПХВ (с 1878). Был дружен с И. Н. Крамским, В. Г. Шварцем. Ирина Верховская // «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 356.

Litovchenko A. D.

Ivan the Terrible Showing Treasures to the English Ambassador Jerome Horsey


1875

Canvas, oil.

Received in 1897 from the Imperial Academy of Arts


This painting records an episode from the final years of the rule of Ivan IV, years that were marked by serious failures in both internal and external politics. The English diplomat Jerome Horsey (around the 1550–1626) lived in Moscow during almost twenty years, working for the English trading delegation named “The Muscovy Company”. He was the author of several works about Russia. During the Livonian war, he delivered military supplies from England. Wanting to demonstrate his power, the tsar brought him under the Kremlin Treasury’s vaults. The detailed brushwork, exhibiting the texture of objects: the splendour of the gems and metal, the softness of the silk and velvet distinguish the painting.

Tsar Ivan IV (the Terrible) (1530–1584) was the son of Grand Prince Vasily III, of the House of Rurik, and Elena Glinskaya, who came from a line of Lithuanian knights. He was crowned in 1547 as the first “Tsar of All the Russias”. With the participation of a narrow circle of close associates he carried out a number of reforms in the 1550s. At the first Zemsky Sobor (Assembly of the Land) in 1549 a law code for the whole of Russia, the Sudebnik, was adopted and a regular army of streltsy – people under arms who carried out permanent military service for pay – was established. The Stoglavy Sobor (Hundred Chapters Assembly) was summoned in 1551 to unify religious rites and deal with matters of canonisation. Ivan conducted successful campaigns to absorb the Khanates of Kazan (1552) and Astrakhan (1556), as well as Bashkiria (1557). He was defeated in the Livonian War to gain access to the Baltic (1558–1583). Clashes with boyar circles opposed to Ivan led to the formation in 1565 of the oprichnina (from the Old Russian oprich, meaning “special” or “apart”) when, after separating off part of the country and the troops under his own personal rule, the Tsar took extreme measures to crush the old boyar families so that power could be further centralised. Ivan supported the development of culture, the building of churches and enlightenment. According to various sources he had as many as seven wives. He was called “Terrible” (Grozny) by the people because of the savage executions of political opponents. Historiography has given him an extremely ambiguous evaluation.

Litovchenko Alexander Dmitriyevich
1835, Кременчуг Полтавской губернии – 1890, Санкт-Петербург

Живописец; автор картин на исторические сюжеты, портретист, монументалист.

Учился в ИАХ (1855–1863) у Ф. А. Бруни. Член-учредитель «Художественного общества в ИАХ» (1857–1858). Участник «бунта 14-ти» (1863). Академик (1868). Член и экспонент ТПХВ (с 1878).

Живописец, рисовальщик; автор картин на исторические сюжеты, портретов, работал также в области религиозной живописи. Из семьи учителя уездного училища. Учился в ИАХ (1855–1863) у Ф. А. Бруни. Получил малую золотую медаль (1861) за картину „Харон перевозит души через реку Стикс“. Вышел из ИАХ (1863) вместе с тринадцатью конкурентами на большую золотую медаль. Член Петербургской Артели художников. Член ТПХВ (с 1878). Был дружен с И. Н. Крамским, В. Г. Шварцем. Ирина Верховская // «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 356.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library