Иванов А. А.

Отрок Ломоносов на берегу моря


1845

Мрамор. 145 х 85 х 110

Пост. в 1933 из Дирекции дворцов-музеев и парков г. Пушкина (из застекленного зала Камероновой галереи/Верхняя ванна)


Соученик по скульптурному классу и спутник по пенсионерской поездке Н.А.Рамазанов писал о скульптуре «Вот лучшее, что оставил по себе покойный Антон Андреевич. (...) Статуя эта была задумана и выполнена чрезвычайно удачно: Ломоносов , может быть, уже замышлявший побег свой из родительского дома, посажен в русской рубахе, на камне, у побережья с книгою Магницкого в руках, а в ногах его лежат сети и бочонок. Сходства очень много». // Е.В.Карпова. «Отрок Ломоносов на берегу моря» (1845). Мраморная статуя А.А.Иванова из коллекции Русского музея. // Ломоносов. Сборник статей и материалов. СПб. «Наука». 2011. С. 434.

Возможно, именно мыслью о России объясняется достаточно неожиданный для выполнявшейся в Италии пенсионерской работы образ рыбака Ломоносова. Не исключено, что мысль изобразить молодого Ломоносова была подсказана скульптору кем-то из литераторов, с которыми он общался при исполнении портретов Гнедича и Шишкова. // Там же. С. 431.

В декабре 1845 г., когда Николай I посетил в сопровождении вице-президента Академии художеств графа Ф.П.Толстого римские мастерские русских художников, не забыли и Иванова, в студии которого «государь остался очень доволен его мраморною статуей «Ломоносов в молодости», находил, что в юном лице статуи много сходства с портретом Ломоносова в старости».

Доставленные из Италии статуи в декабрю 1852 г. были выставлены во впервые организованном зале русской скульптуры Нового Эрмитажа <...> После 1857 г. скульптуру перевезли в Царское Село, где она сначала стояла в Гроте, <...>, а затем в других парковых павильонах. В 1935 г. статуя уже находилась в Русском музее. // Там же. С. 433-434.

Неожиданно, на творческом взлете, закончился недолгий жизненный путь Антона Иванова, создателя одного из самых интересных скульптурных образов Михаила Ломоносова. Влияние его работы на мастеров более позднего времени несомненно. Чувствуется оно и в памятнике, установленном в 1986 г. в Петербурге между зданиями Университета и Академии наук. // Там же. С. 435.

Иванов Антон Андреевич
1815-1848

Скульптор, академик ИАХ, пенсионер ИАХ в Риме (1841-1846). В Императорскую Академию художеств был принят девятилетним мальчиком в 1824 году. После начальных этапов академического образования сначала попал в класс мастера резьбы на камне и стали П. Е. Доброхотова, затем перешёл в скульптурный класс Самуила Ивановича Гальберга (1787—1839), выдающегося портретиста пушкинской поры. За время обучения был награждён несколькими серебряными и малыми золотыми медалями. По окончании Академии в 1836 году получил звание классного художника 1-й степени и был оставлен в учебном заведении «для усовершенствования», участвовал в выставках, создавал портреты. Умер от холеры в 1848.

Иванов А. А.

Отрок Ломоносов на берегу моря


1845

Marble. 145 х 85 х 110


Соученик по скульптурному классу и спутник по пенсионерской поездке Н.А.Рамазанов писал о скульптуре «Вот лучшее, что оставил по себе покойный Антон Андреевич. (...) Статуя эта была задумана и выполнена чрезвычайно удачно: Ломоносов , может быть, уже замышлявший побег свой из родительского дома, посажен в русской рубахе, на камне, у побережья с книгою Магницкого в руках, а в ногах его лежат сети и бочонок. Сходства очень много». // Е.В.Карпова. «Отрок Ломоносов на берегу моря» (1845). Мраморная статуя А.А.Иванова из коллекции Русского музея. // Ломоносов. Сборник статей и материалов. СПб. «Наука». 2011. С. 434.

Возможно, именно мыслью о России объясняется достаточно неожиданный для выполнявшейся в Италии пенсионерской работы образ рыбака Ломоносова. Не исключено, что мысль изобразить молодого Ломоносова была подсказана скульптору кем-то из литераторов, с которыми он общался при исполнении портретов Гнедича и Шишкова. // Там же. С. 431.

В декабре 1845 г., когда Николай I посетил в сопровождении вице-президента Академии художеств графа Ф.П.Толстого римские мастерские русских художников, не забыли и Иванова, в студии которого «государь остался очень доволен его мраморною статуей «Ломоносов в молодости», находил, что в юном лице статуи много сходства с портретом Ломоносова в старости».

Доставленные из Италии статуи в декабрю 1852 г. были выставлены во впервые организованном зале русской скульптуры Нового Эрмитажа <...> После 1857 г. скульптуру перевезли в Царское Село, где она сначала стояла в Гроте, <...>, а затем в других парковых павильонах. В 1935 г. статуя уже находилась в Русском музее. // Там же. С. 433-434.

Неожиданно, на творческом взлете, закончился недолгий жизненный путь Антона Иванова, создателя одного из самых интересных скульптурных образов Михаила Ломоносова. Влияние его работы на мастеров более позднего времени несомненно. Чувствуется оно и в памятнике, установленном в 1986 г. в Петербурге между зданиями Университета и Академии наук. // Там же. С. 435.

Иванов Антон Андреевич
1815-1848

Скульптор, академик ИАХ, пенсионер ИАХ в Риме (1841-1846). В Императорскую Академию художеств был принят девятилетним мальчиком в 1824 году. После начальных этапов академического образования сначала попал в класс мастера резьбы на камне и стали П. Е. Доброхотова, затем перешёл в скульптурный класс Самуила Ивановича Гальберга (1787—1839), выдающегося портретиста пушкинской поры. За время обучения был награждён несколькими серебряными и малыми золотыми медалями. По окончании Академии в 1836 году получил звание классного художника 1-й степени и был оставлен в учебном заведении «для усовершенствования», участвовал в выставках, создавал портреты. Умер от холеры в 1848.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library