Куинджи А. И.

Закат в степи на берегу моря


1900-1910

Масло, бумага на холсте. 39,5 x 53

Пост. в 1930 из Общества им. А. И. Куинджи, Ленинград


Серия „Закатов“, как бы завершающая декоративные искания Куинджи, стала по своей живописной новизне в буквальном и переносном смысле одной из самых ярких страниц в его художественном наследии. Продолжая разрабатывать необычную, начатую еще в „Вечере на Украине“ свето-цветовую систему, преображающую цветовую гамму пейзажа, Куинджи открывает на этом пути все новые возможности. При этом, стремясь приблизиться к силе цвета, существующего в природе, он ищет в закатах такие живописные отношения, в которых романтическое восприятие мира было бы одновременно и несомненной правдой, и поэтическим образом.

В сумрачном, лаконично решенном пейзаже „Закат в степи на берегу моря“ (1900—1910), построенном на резком контрасте черноты и пронзительной интенсивности желто-красного и зеленого цвета в небе, Куинджи достигает подлинно драматического напряжения. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 24.



Куинджи Архип Иванович
1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Живописец пейзажист, педагог.

Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893).
Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии в семье грека-сапожника. Учился в Общих художественных мастерских у И. К. Айвазовского в Феодосии (1865–1866), в Академии художеств (1868–1872). Работал ретушером в фотоателье. Преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств (1894–1897), профессор (с 1892). 1894–1897 гг. – профессор-руководитель мастерской пейзажной живописи Высшего художественного училища при Академии художеств.
Отстранен от преподавания за участие в студенческой сходке. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1875).  У него учились Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, Н. П. Крымов, А. А. Борисов, В. И. Зарубин, Ф. Э. Рущиц, В. Е. Пурвит и другие.
В 1875 совершил поездку по странам Западной Европы. В 1898 организовал поездку за границу (Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Париж, Страсбург, Мюнхен, Вену) для молодых художников, пожертвовав для этого 100 тысяч рублей.

В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.

Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного. 

В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.

Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.

Kuindzhi A. I.

Закат в степи на берегу моря


1900-1910

paper mounted on canvas on oil. 39,5 x 53


Серия „Закатов“, как бы завершающая декоративные искания Куинджи, стала по своей живописной новизне в буквальном и переносном смысле одной из самых ярких страниц в его художественном наследии. Продолжая разрабатывать необычную, начатую еще в „Вечере на Украине“ свето-цветовую систему, преображающую цветовую гамму пейзажа, Куинджи открывает на этом пути все новые возможности. При этом, стремясь приблизиться к силе цвета, существующего в природе, он ищет в закатах такие живописные отношения, в которых романтическое восприятие мира было бы одновременно и несомненной правдой, и поэтическим образом.

В сумрачном, лаконично решенном пейзаже „Закат в степи на берегу моря“ (1900—1910), построенном на резком контрасте черноты и пронзительной интенсивности желто-красного и зеленого цвета в небе, Куинджи достигает подлинно драматического напряжения. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 24.



Kuindzhi Arkhip Ivanovich
1842, Mariupole - 1910, St Petersburg

Painter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library