Куинджи А. И.

Вечер на Украине


Частично переписана в 1901

1878

Холст, масло. 81 x 163

Пост. в 1914 из Общества им. А. И. Куинджи, Петербург (дар)


За свою творческую жизнь больших живописных полотен. Куинджи создал немного — чуть больше двух десятков. Однако все они стали важным явлением в художественном мире России и породили множество подражаний. Изображение обычного украинского села при закате солнца в картине «Вечер на Украине» предстает как фрагмент сказочно-прекрасного мира, в котором царят умиротворение и гармония. Еще современники отмечали, что краски картины интенсивнее цвета натуры, а необычайный острый контраст малинового и бирюзового пигментов усиливает зрелищность колористического эффекта. В этом сгущении цвета и света предметы приобретают масштабность и значимость, а время как бы замедляет ход. В чудесном мгновении заката соединяются прекрасное и вечное. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 221.

Важной вехой в творческой биографии Куинджи стала и картина 1878 года «Вечер на Украине». Наперекор сложившейся в русском искусстве традиции повествовательного пейзажа и тонального понимания цвета Куинджи сформировал новый тип романтически приподнятой пейзажной картины, в которой декоративное начало было выражено в форме живописной гиперболы. Окрашенные в ярко-розовое заходящим солнцем хаты, гранатовая (по выражению И. Е. Репина) зелень деревьев, вся феерия цвета, преобразившая в волшебное видение хутор, сродни романтической фантастике Н. В. Гоголя. Умение мастера найти дополнительные, оттеняющее друг друга цвета, увидеть полутона — все это нашло отражение в картине. Декоративность выражается в ней не только в цветовом строе, но и в обобщенно трактованных купах деревьев, рисующихся на фоне неба, напоминая своеобразный задник разворачивающегося перед зрителем красочного представления.

Своей картиной Куинджи взбудоражил многих современников, непривычных к подобному живописному языку. Об этом живо вспоминал Репин: «Все тонкие эстеты упрекали Куинджи в бестактности: брать такие резкие моменты в природе, от которых больно глазам. Но никто не думал о своих глазах – смотрели не сморгнув: не оторвать бывало». (Репин. Далекое близкое. С. 330) Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 12.



Куинджи Архип Иванович
1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Живописец пейзажист, педагог.

Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893).
Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии в семье грека-сапожника. Учился в Общих художественных мастерских у И. К. Айвазовского в Феодосии (1865–1866), в Академии художеств (1868–1872). Работал ретушером в фотоателье. Преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств (1894–1897), профессор (с 1892). 1894–1897 гг. – профессор-руководитель мастерской пейзажной живописи Высшего художественного училища при Академии художеств.
Отстранен от преподавания за участие в студенческой сходке. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1875).  У него учились Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, Н. П. Крымов, А. А. Борисов, В. И. Зарубин, Ф. Э. Рущиц, В. Е. Пурвит и другие.
В 1875 совершил поездку по странам Западной Европы. В 1898 организовал поездку за границу (Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Париж, Страсбург, Мюнхен, Вену) для молодых художников, пожертвовав для этого 100 тысяч рублей.

В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.

Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного. 

В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.

Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.

Kuindzhi A. I.

Evening in the Ukraine


Частично переписана в 1901

1878

Oil on canvas. 81 x 163

Received in 1914


This is one of Arkhip Kuindzhi’s most famous paintings, well-known to Russian viewers and often included in publications on the history of Russian art of the second half of the nineteenth century. The landscape is a typical work by a master who preferred bright and vivid interpretations of nature, generalized forms, heightened tones and decorative structures. The image of the unremarkable Ukrainian village at sunset is like a fragment of a fairytale world of harmony and tranquillity. The master’s contemporaries noted that his own paints were often more intense than the colours of nature. The sharp contrast of the crimson and turquoise pigments intensifies the effect of pageantry. The objects assume a different scale in this festival of colour and light, while time seems to slow down. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 219.



Kuindzhi Arkhip Ivanovich
1842, Mariupole - 1910, St Petersburg

Painter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library