Работа Максимова «Мечта о будущем» относится к городскому жанру, редкому для художника, прославившегося своей любовной передачей крестьянской жизни. Картина отличается особой нежностью не только в создании образа героини, но и всей окружающей ее обстановки, написанной в традициях Федотова. Запечатлена жена художника Лидия Александровна, урожденная Измайлова, в первый год после их свадьбы. За эту картину Академия художеств присудила Максимову звание классного художника 1-й степени с чином Х класса. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 203.
В Артели окрепло мастерство и созрела решимость В. М. Максимова отказаться от конкурса на соискание золотой медали, чтобы полностью во всей своей подготовленности и любви к народу отдаться изображению жизни крестьян. <...> К городским сюжетам Максимов обращался реже. Но и здесь его успехи бесспорны. Свидетельство тому – тонко написанная картина «Мечта о будущем» (1868), решенная в мягких идиллических тонах. Это поэтическое, задушевное произведение было навеяно обстоятельствами личной жизни художника. Поэтому с такой теплотой и любовью трактован и образ молодой женщины, и окружающий ее предметный мир. В семидесятых годах Максимов стал одним из ведущих бытописателей русской деревни. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 23.
За это произведение и за картины «Бабушкины сказки» (ГРМ), «Сборы на гулянье» (ГМИ Казахстана) и за этюд «Старуха» (ГТГ) удостоен звания классного художника 1-й степени (1870). Экспонировалась на выставке ИАХ в 1870. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 332.
Справа внизу: В. Максимовъ 1868 г Iюня 5 д.
Живописец.
Учился в Императорской Академии художеств (1863-1866) у А.Т. Маркова. Академик живописи (с 1878). Член Артели художников П.А. Крестоносцева (1864-1865), член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1872). Участник выставок: в Академии художеств (1860-е), Товариществе передвижных художественных выставок (1871-1901, 1904-1912); Всемирной в Париже (1878); Всероссийской в Москве (1882) и др.
This painting belongs to the urban genre and was something of an exception for Vasily Maximov, who was better known for his loving depictions of peasant life. The outstanding features of this work are the exceptionally tender images of the heroine and her surroundings, which are painted in the tradition of Pavel Fedotov. The artist depicts his wife, Lydia Izmailova, in the first year of their marriage. The Imperial Academy of Arts awarded Vasily Maximov the title of class artist (first class) and the rank of tenth class for this picture. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 203.
Painter,portraitist,genreartist.Workedaticon-paint¬ing studios of Vasily Peshekhonov and K. A. Yary¬gin in St Petersburg (1855–1863). Studied at the Imperial Academy of Arts (1862–1866), graduated with a title of third-class artist. Member of an Artel of Artists created by Pyotr Krestonostsev by the example of Ivan Kramskoi Artel (1864–1865). Aca¬demician (from 1870). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (from 1871). Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts (from 1878), World Exhibition in Paris (1878), All-Russian Exhibition in Moscow (1882).