Маковский К. Е.

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям


1894-1896

Холст, масло. 273 x 233

Пост.: в 1918 из собр. В. Г. Винтерфельда


В начале 1870-х, в связи с неоднократным обращением нижегородцев возвести на родине Кузьмы Минина достойный памятник своему земляку, президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович предложил художникам отразить эту тему во всех видах изобразительного искусства, в том числе и в живописи.  К тому времени К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции в картине "Балаганы на Адмиралтейской площади" (1869, ГРМ), решился на создание большого исторического полотна. Он работал с архивными документами в Нижнем Новгороде как страстный ученый-исследователь. Это не могло не сказаться на документальной убедительности будущей картины. Художественная интуиция помогла также Маковскому выбрать  для центра картины вид Ивановского съезда, который почти в готовом виде позволил выстроить ему пространственную композицию будущего полотна. Это одно из самых запоминающихся по силе эмоционального воздействия мест города. Поднимаясь по  Ивановскому съезду, постепенно нарастает в масштабе и, наконец, предстает во всем своем величии Торговая площадь, где в сентябре 1611 происходило знаменательное событие. У историков тогда не было единого мнения о том, где происходило выступление Минина перед народом, но Маковский доказал, что это происходило именно здесь. Сюда нижегородцы несли пожертвования на создание ополчения, сыгравшего важную роль в освобождении Москвы в 1612 от иноземного вторжения. Ополчение возглавляли князь Дмитрий Пожарский и посадский человек Нижнего Новгорода Кузьма Минин. Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов – начало, зачин, первый взрыв народного патриотизма. Пламенная речь патриота нашла отклик в сердцах горожан всех возрастов, сословий и состояний. Маковскому в его картине удалось передать тот дух единения, всеобщего воодушевления, героического подъема, что определил знаменательный поворот в судьбе всего народа. Одноименный увеличенный вариант (1896) – в Новгородском государственном художественном музее.

Маковский Константин Егорович
1839, Москва – 1915, Санкт-Петербург

Живописец.

Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851-1858), в Императорской Академии художеств (1858-1863). Участник «бунта четырнадцати» (1863). Академик (с 1867), профессор (с 1869). Член Петербургской Артели художников (1863). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870), Петербургского общества художников (1898). Участник выставок с 1860: в Императорской Академии художеств (1860-1873, 1881, 1890, 1892), Товариществе передвижных художественных выставок (1874, 1879-1883, 1897), Обществе русских акварелистов (1885-1891, 1901), всероссийских в  Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896), Всемирной в Антверпене (1885) и других.

Makovsky K.Y.

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям


1894-1896

Oil on canvas. 273 x 233


В начале 1870-х, в связи с неоднократным обращением нижегородцев возвести на родине Кузьмы Минина достойный памятник своему земляку, президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович предложил художникам отразить эту тему во всех видах изобразительного искусства, в том числе и в живописи.  К тому времени К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции в картине "Балаганы на Адмиралтейской площади" (1869, ГРМ), решился на создание большого исторического полотна. Он работал с архивными документами в Нижнем Новгороде как страстный ученый-исследователь. Это не могло не сказаться на документальной убедительности будущей картины. Художественная интуиция помогла также Маковскому выбрать  для центра картины вид Ивановского съезда, который почти в готовом виде позволил выстроить ему пространственную композицию будущего полотна. Это одно из самых запоминающихся по силе эмоционального воздействия мест города. Поднимаясь по  Ивановскому съезду, постепенно нарастает в масштабе и, наконец, предстает во всем своем величии Торговая площадь, где в сентябре 1611 происходило знаменательное событие. У историков тогда не было единого мнения о том, где происходило выступление Минина перед народом, но Маковский доказал, что это происходило именно здесь. Сюда нижегородцы несли пожертвования на создание ополчения, сыгравшего важную роль в освобождении Москвы в 1612 от иноземного вторжения. Ополчение возглавляли князь Дмитрий Пожарский и посадский человек Нижнего Новгорода Кузьма Минин. Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов – начало, зачин, первый взрыв народного патриотизма. Пламенная речь патриота нашла отклик в сердцах горожан всех возрастов, сословий и состояний. Маковскому в его картине удалось передать тот дух единения, всеобщего воодушевления, героического подъема, что определил знаменательный поворот в судьбе всего народа. Одноименный увеличенный вариант (1896) – в Новгородском государственном художественном музее.

Makovsky Konstantin Yegorovich
1839, Moscow — 1915, Petrograd

Painter, draughtsman, watercolourist; portraitist, genre artist, author of painting on historical themes. Studied under Mikhail Scotti, Sergei Zaryanko at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1851–1858), under Alexei Markov at the Imperial Academy of Arts(1858–1863). Minor gold medal (1862) for Agents of the False Dmitry Kill the Son of Boris Godunov. Contributed to exhibitions (from 1860). One of “the rebellious fourteen” (1863). Academician (1867), professor (1869). Member of the St Petersburg Artel of Artists (1863). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870) and the St Petersburg Society of Artists (1898).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library