Константин Маковский – самый известный и значительный русский мастер второй половины XIX века, побывавший в Египте и сопредельных с ним странах. Его живописные полотна, такие как «Перенесение священного ковра в Каире» (1876), и акварели, написанные широко и свободно, наполненные солнцем и зноем, стали наиболее ярким отражением ориентализма в русском изобразительном искусстве 1870-х годов. На петербургских и московских выставках начиная с этого времени регулярно экспонировались привезенные художниками из путешествий этюды и эскизы, сохраняющие ауру непосредственности, живости впечатлений. Они вызывали у публики живейший интерес, приоткрывая недоступный для большинства мир. Наталия Соломатина. Африка в произведениях русских художников // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С.6.
Константин Маковский неоднократно посещал Северную Африку. Первая поездка художника в Каир состоялась в 1872 году по совету врачей в связи с болезнью жены. Однако несмотря на это грустное обстоятельство, художник много работал, погрузившись в необычную атмосферу восточной жизни. В октябре следующего года в Петербурге он получил заказ на картину «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» от наследника великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. И вновь Маковский в 1874 году отправился в столицу Египта вместе с младшим братом Николаем. Результатом этой поездки стали более двухсот этюдов, среди которых был эскиз большой заказанной картины. В 1876 году в Париже, где художник подолгу жил, был исполнен второй вариант картины «Перенесение священного ковра в Каире» (ГРМ). В том же году полотно экспонировалось в Парижском салоне. В конце 1876 года художник в третий раз предпринял поездку в Африку, значительно расширив маршрут своего путешествия. Он посетил Марокко, Алжир, Египет, Судан и Абиссинию. Наряду с портретными зарисовками и пейзажными этюдами Маковский много внимания уделял жанровым композициям, посвященным городской жизни Каира, восхищавшего художника своей красочной и пряной атмосферой. Это увлечение Константина Маковского Египтом разделял его брат Николай. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 26.
К. Е. Маковский заслуженно считается создателем в русском искусстве 1870–х новой ориенталистской линии, которая обращалась к экзотике Востока и была популярна в то время в Европе. Стимулом к развитию этого направления послужила поездка художника в Каир в связи с болезнью жены в октябре 1872. Впоследствии было совершено ещё две поездки в Африку, где Маковский создал многочисленные пейзажные этюды и жанровые сценки, а также портретную галерею изображений арабского населения. По заказу наследника престола, будущего императора Александра III, Маковский начал работу над эскизом картины «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир». В этой работе, создававшейся уже в Париже, отразилось влияние современной французской живописи на манеру Маковского. В 1876 художник выставляет ее в Парижском салоне.
Сюжетом картины послужила древняя мусульманская традиция. Священный ковер кисва — религиозная святыня мусульман — предназначен для облачения главного святилища — Кааба в Мекке. Ежегодно лучшие мастера Египта ткали и вышивали священный ковер для перенесения его в Мекку. Ковер помещали в специальное сооружение — махмаль, водружали на верблюда, и в сопровождении торжественной процессии паломников и верующих караван шествовал по улицам Каира, направляясь в Мекку. По окончании хаджа верующие получали небольшие части ковра и увозили их с собой в разные концы мусульманского мира. При возвращении паломников в Каир их встречала праздничная толпа горожан. Ритуал встречи был связан с возвращением самих паломников и махмаля, который почитался за священный предмет.
Первоначальный вариант — «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875) — в Государственной картинной галерее Армении (Ереван); два эскиза под тем же названием — в ГТГ; этюд «Дервиш» – в ГРМ.
Живописец.
Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851-1858), в Императорской Академии художеств (1858-1863). Участник «бунта четырнадцати» (1863). Академик (с 1867), профессор (с 1869). Член Петербургской Артели художников (1863). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870), Петербургского общества художников (1898). Участник выставок с 1860: в Императорской Академии художеств (1860-1873, 1881, 1890, 1892), Товариществе передвижных художественных выставок (1874, 1879-1883, 1897), Обществе русских акварелистов (1885-1891, 1901), всероссийских в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896), Всемирной в Антверпене (1885) и других.
K. Y. Makovsky added to the Russian art of 1870-s a new Oriental line that referred to the exotics of the East and was very popular in Europe. The artist started to develop this motif after a trip to Cairo due to the illness of his wife in October 1872. After that he undertook two more trips to Africa and created numerous landscape studies and genre pictures, as well as a gallery of Arabic portraits. Makovsky started to work on the painting Return of the Holy Carpet from Mecca to Cairo at the order of the Russian crown prince, future Emperor Alexander III. The artist created this work in Paris, and his artistic style was influenced by the trends of contemporary French painting. In 1876 the picture was exhibited in the Paris Salon.
The painting refers to an ancient Muslim tradition. The holy carpet of kiswah, a relic for all Muslims, is used to cover the most sacred shrine of Islam, the Ka’bah in Mecca. Every year the best Egyptian masters wove and embroidered a holy carpet to be transferred to Mecca. The carpet was placed into a special reliquary called mahmal that was fixed on a camel’s back. The train walked around the streets of Cairo surrounded by pilgrims and believers and then left for Mecca. In the end of hadj the pilgrims received small parts of the carpet and brought them home to different parts of the world. Upon return the pilgrim were usually met by festive crowds of Cairo citizens. The meeting ritual celebrated the return of the pilgrims and the mahmal that was considered sacred.
The first variant of the painting entitled Return of the Holy Carpet from Mecca to Cairo (1875) is exhibited in the State Art Gallery of Armenia (Yerevan), two studies with the same name can be found in the State Tretyakov Gallery, and a study named Dervish — in the State Russian Museum.
Painter, draughtsman, watercolourist; portraitist, genre artist, author of painting on historical themes. Studied under Mikhail Scotti, Sergei Zaryanko at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1851–1858), under Alexei Markov at the Imperial Academy of Arts(1858–1863). Minor gold medal (1862) for Agents of the False Dmitry Kill the Son of Boris Godunov. Contributed to exhibitions (from 1860). One of “the rebellious fourteen” (1863). Academician (1867), professor (1869). Member of the St Petersburg Artel of Artists (1863). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870) and the St Petersburg Society of Artists (1898).