Царевич Алексей Петрович (1690–1718), старший сын Петра I от его первой жены Евдокии Лопухиной, мало сочувствовал деятельности отца и, зная о масштабах недовольства ею, по-видимому, не исключал возможность политического переворота. В 1717 году из-за обострившегося конфликта с Петром, намеревавшимся отстранить Алексея от наследования, царевич тайно бежал в Вену, где вел переговоры с австрийцами и шведами об интервенции в Россию. Алексея удалось вернуть на родину хитростью, угрозами и обещанием простить. Проведенное следствие показало: государственная измена налицо. Царевич был предан суду и осужден к смерти.
Во всей этой истории, однако, осталось много загадок и недоговоренностей. Поэтому неудивительно, что во второй половине XIX веке личность Петра I нередко ассоциировалась с образом «царя-сыноубийцы». Диаметрально противоположные суждения данному вопросу, бытовавшие в обществе, были хорошо знакомы Ге. Но для художника было важно другое: он попытался воссоздать в картине психологическую остроту общерусской исторической драмы, в том числе через погружение своих персонажей в подлинную предметную среду. Черные и белые квадраты каменного пола, уложенные в шахматном порядке, подсказывают зрителю суть главного конфликта этой «шахматной партии». Здесь Ге как бы раздвигает рамки банальной проблематики спора старого и молодого поколений, подчеркивая непримиримый антагонизм между прежней боярской Русью и новой петровской Россией. Павел Климов, Сергей Кривонденченков // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 165.
Противостояние реформам Петра I началось в семье самого императора. Его сын от первого брака – царевич Алексей выступил против воли отца. Однако заговор был раскрыт и царевич бежал за границу, откуда был возвращен по приказу Петра I. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни.
Чтобы правдиво воссоздать этот исторический эпизод, ставший основой сюжета картины, художник тщательно изучал документы и портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII века, а также точно воспроизвел кабинет императора во дворце Монплезир в Петергофе. Произведение представляет собой повторение одноименной картины 1871 года, находящейся в Третьяковской галерее.
Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).
Учился в Императорской Академии художеств у П. В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864-1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок". Последние годы жизни провел в основном на своем хуторе в Черниговской губернии, где впоследствии неоднократно бывал М. А. Врубель. Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х - последователь религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа. Экспрессия и монументальность его образов предваряют стилистику искусства XX века. Автор статей, написанных по материалам личных воспоминаний.
Opposition to Petrine reforms stated in the Emperor’s family. His son from the first marriage, Tsarevich Alexei, made a stand against his father’s orders. However the conspiracy was unmasked and the Tsarevich fled abroad, but was returned to Russia at the order of Peter the Great. Russian Senate based on the Emperor’s consent sentenced him to death. To recreate this historical episode in every detail, the artist thoroughly studies documents and portraits of Peter the Great and the Tsarevich, as well as the costumes dated back to the beginning of the 18th century. He also faithfully reproduced the Emperor’s study in the Monplaisir palace in Peterhof. This work is a copy of an eponymous paining dated back to 1871 that is exhibited in the State Tretyakov Gallery.
Painter, draughtsman, history and religious painter, portraitist, landscapist. Studied mathematics at Kiev University (1847-48) and St Petersburg University (1848- 50). Studied under Pyotr Basin at the Imperial Academy of Arts (1850-57) and influenced by Karl Brullov and Alexander Ivanov. Fellow of the Imperial Academy of Arts in Rome and Florence (1857-63). Lived in Florence (until 1869). Professor (1863; resigned 1869). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1871). Influenced by Leo Tolstoy (i88os). Lived in Kiev and St Petersburg, moved to Ivanovskoe in Chernihiv Province (1876). Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts (from 1857), Society of Travelling Art Exhibitions (1871-94), Exposition Universelle in Paris (1867) and the International Exhibitions in Munich (1869) and London (1873). One-man show at the Imperial Academy of Arts (1870).