Композиционное решение портрета писательницы и общественной деятельницы Елены Осиповны Лихачевой (1836–1904) не типично для портретного творчества Ге. Лихачева изображена в рабочем кабинете, за столом. В окружении разнообразных предметов ее маленькая фигура в черном платье как будто теряется. Глаза Лихачевой пристально смотрят на зрителя, в них читается интеллект и духовная глубина. Екатерина Шилова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 333.
Еще в молодые годы Ге пришел к убеждению, что «художник обязан передать образ дорогих людей соотечественников», делая это не для себя, но «для общества». Подобными чувствами он был движим, когда писал А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, позже ‒ Л. Н. Толстого. Гражданственная устремленность была одной из примет передвижнического портрета.
Образ передовой женщины, борца за социальный прогресс, утвердился в русском искусстве в 1880-е годы. Например, в это время Репин пишет и рисует Н. В. Стасову, известную поборницу женского образования. За расширение прав женщин ратовала и Е. О. Лихачева, выступая в печати, будучи председательницей Общества содействия высшим женским курсам. Ге был довольно близко знаком с супругами Лихачевыми ‒ юристом и общественным деятелем Владимиром Ивановичем и Еленой Осиповной. Незаурядность личности последней, очевидно, и побудила художника взяться за кисть: в начале 1890-х годов он реже писал портреты, так как главные его помыслы были связаны с работой над философскими картинами из жизни Христа. Произведения христианского цикла отмечены остротой авторского переживания и смелой экспрессией художественного языка. В противовес этому портреты Ге, как правило более традиционны. По своей типологии они продолжают традиции передвижнического портрета.
Замысел портрета Е. О. Лихачевой (1836–1904) довольно прост. Человек в привычной для него среде, соответствующей его образу жизни и деятельности. Лихачева сидит за столом перед раскрытой книгой и просмотренными газетами. Спокойный приветливый взгляд обращен к зрителю. Лицо и прежде всего глаза, как всегда у Ге, написаны с особым вниманием. Не лепка объемов, отличавшая ранние портреты мастера, но наложение мелких живописных мазков придает лицу особую живость. При этом светлое пятно газетных листов передано обобщенно и деликатно, оно не нарушает гармонии композиции, сохраняя главенство в ней человека.
Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).
Учился в Императорской Академии художеств у П. В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864-1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок". Последние годы жизни провел в основном на своем хуторе в Черниговской губернии, где впоследствии неоднократно бывал М. А. Врубель. Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х - последователь религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа. Экспрессия и монументальность его образов предваряют стилистику искусства XX века. Автор статей, написанных по материалам личных воспоминаний.
The compositional solution of the portrait of the writer and social activist Elena Likhacheva (1836-1904) is not typical of Ge’s portrait work. Likhacheva is shown in the study at a table. Her small figure in a black dress seems to be lost, surrounded by various objects. Likhacheva's eyes gaze intently at the viewer, showing intellect and spiritual depth.
Even in his younger years, Ge was convinced that "the artist must convey the image of his dear compatriots", doing that not for himself, but "for society." He felt like this while painting the portraits of Alexander Herzen, Nikolai Nekrasov, Mikhail Saltykov-Shchedrin, and later Leo Tolstoy. The civic-mindedness was a typical feature of the Peredvizhniki’s portraits.
Painter, draughtsman, history and religious painter, portraitist, landscapist. Studied mathematics at Kiev University (1847-48) and St Petersburg University (1848- 50). Studied under Pyotr Basin at the Imperial Academy of Arts (1850-57) and influenced by Karl Brullov and Alexander Ivanov. Fellow of the Imperial Academy of Arts in Rome and Florence (1857-63). Lived in Florence (until 1869). Professor (1863; resigned 1869). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1871). Influenced by Leo Tolstoy (i88os). Lived in Kiev and St Petersburg, moved to Ivanovskoe in Chernihiv Province (1876). Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts (from 1857), Society of Travelling Art Exhibitions (1871-94), Exposition Universelle in Paris (1867) and the International Exhibitions in Munich (1869) and London (1873). One-man show at the Imperial Academy of Arts (1870).