Эскиз одноименной картины того же года (местонахождение неизвестно)
Существует несколько версий подвига Ивана Сусанина, который спас Михаила Романова, избранного на царство Земским собором в феврале 1613 года. Сам Михаил на Соборе не присутствовал, так как еще в августе – сентябре 1612 года был выпущен поляками из Кремля и уехал с матерью в свою вотчину, село Домнино. Оно располагалось недалеко от Костромы. По преданию, 8 марта 1613 года поляки попытались захватить молодого царя, для чего направили в Домнино отряд. Крестьянин Иван Сусанин, служивший старостой, предложил им свои услуги. Поляки ему поверили, но он завел их отряд в непроходимое болото. После отказа указать верный путь к месту, где прятался Михаил Романов (молодой царь скрывался в Ипатьевском монастыре), Сусанина подвергли пытке и затем жестоко убили. Андриан Волков с характерной для эскизов экспрессией изобразил момент, когда враги, разъяренные упорством Сусанина, наносят ему смертельные раны. Сюжет, получивший в XIX веке широкую популярность, лег в основу знаменитой оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), написанной Михаилом Глинкой. (Е. Ш.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 138.
Живописец, рисовальщик; занимался литографией и офортом; жанрист, автор картин на мифологические и исторические сюжеты, карикатурист, автор графических пародий на произведения современной литературы. Учился в ИАХ (1841–1861, до 1855 – вольноприходящий) в классе исторической живописи. Классный художник 2-й степени. Участник выставок ИАХ (1853–1864, с перерывами). С 1858 начал публиковать карикатуры в альбоме «Знакомые», издаваемом Н. А. Степановым. Постоянный сотрудник сатирического журнала «Искра» (1859–1869), издатель-редактор журнала «Маляр» (с 1871). Состоял членом комитета Петербургского собрания художников (Клуб художников (с 1863). Преподавал в РШ ОПХ (с 1866).
Study for the painting of the same name (1855; whereabouts unknown)
Several versions exist of the heroic act of Ivan Susanin, who saved Michael Romanov after the latter had been elected Tsar by the Zemsky Sobor in February 1613. Michael was not actually present at the assembly since as early as August and September 1612 he had been ejected from the Kremlin by the Poles and had left with his mother for his ancestral lands in the village of Domnino, near Kostroma. Tradition has it that on 8 March 1613 the Poles tried to seize the young Tsar, and to this end sent a detachment to Domnino, where Ivan Susanin, a peasant and the village headman, offered them his services. The Poles believed him, but he led their detachment into an impassable swamp. After Susanin refused to show them the real way to the place where Michael Romanov was hiding (the young Tsar had taken refuge in the Ipatyev Monastery) he was tortured and then killed savagely. With an expressiveness that is typical for studies, Adrian Volkov shows the moment when the enemy, enraged at Susanin’s stubbornness, inflict the fatal wounds. The subject was very popular in the 19th century and formed the basis of the famous opera A Life for the Tsar (or Ivan Susanin) by Mikhail Glinka.
Painter, draughtsman, lithographer, etcher, genre painter, caricaturist, history painter. Studied history painting at the Imperial Academy of Arts (1841–1861), occasional student (till 1855). Second-class artist. Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1852–1864, with intervals). Published caricatures in Acquaintances (from 1858). Collaborated with the satirical journal Spark (1859–1869). Published and edited Painter (from 1871). Member of the Society for the Encouragement of Artists and the St Petersburg Club of Artists (from 1863). Taught at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (from 1866).