Ярошенко Н. А.

Портрет Н. Н. Ге


1890

Холст, масло. 92,5 x 73,5

Пост.: 1899, приобр. у М. П. Ярошенко, вдовы художника, Кисловодск


В портрете художника Николая Николаевича Ге (1831—1894) ярко выражено свойственное Ярошенко особое внимание к внутреннему облику человека. Создан весьма сложный композиционный портрет, в котором обстановка является содержательным элементом характеристики. Ге изображен сидящим в задумчивости у раскрытого Евангелия в своей мастерской, на фоне начатой им картины .Что есть истина?". Ярошенко тщательно пишет лицо изображенного, его глаза — зеркало души — и уделяет большое внимание характеристике рук. У Ге они сильные, энергичные, натруженные. Ге предстает на портрете седовласым мудрецом с лицом человека доверчивого, чистого душой и помыслами. В. В. Стасов писал: "Здесь выступила перед зрителем наружу вся необыкновенная кротость, доброта, незлобливость натуры оригинала — сходство чрезвычайное". Но более всего Ге привлекал Ярошенко своим философским складом, духовной содержательностью и красотой, что убедительно передано в портрете. Ирина Шувалова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 391.

Личность Николая Николаевича Ге – старшего товарища по искусству, друга и единомышленника – всегда вызывала у живописца глубокое уважение. Будучи профессиональным портретистом, он вложил в полотно свою человеческую и художническую привязанность. Создатель значительнейшего цикла полотен на евангельские сюжеты изображен в своей мастерской в период работы над картиной "Что есть истина?" ("Христос и Пилат"). Именно эта картина, привезенная автором в Петербург и предназначавшаяся для экспонирования на очередной передвижной выставке, была по распоряжению властей не только запрещена к показу, но даже изъята из каталога. Тогда-то автор портрета и "приютил", по выражению Н.Н. Ге, его крамольную работу у себя в квартире на Сергиевской улице. Таким образом, портрет стал свидетельством открытой нравственной поддержки старого мастера, подвергшегося нападкам и гонениям, – в его образе подчеркнуты черты человека, преданного истине, призванного учительствовать и нести людям правду Священного писания. Недаром в нем есть нечто "апостольское". В характеристике своего персонажа, глубокий интерес к которому живописец ощущал на протяжении всей творческой жизни, он близок к оценке Л.Н. Толстого: "Ге между всеми современными художниками и русскими и иностранными … все равно что Монблан".

Ге Николай Николаевич (1831, Воронеж – 1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.) Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).
Учился в Императорской Академии художеств у П.В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864–1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок".
Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х – последователь религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа.

Ярошенко Николай Александрович
1846, Полтава – 1898, Кисловодск

Живописец, рисовальщик.

Родился в Полтаве в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1869), служил на Петербургском патронном заводе. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1860-е частным образом занимался у А. М. Волкова. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского (1864-1874), был вольнослушателем в Императорской Академии художеств (1867-1874). Жил и работал в Петербурге и Кисловодске. Совершил поездки по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, посетил Урал, Волгу, Кавказ. Член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1876 - один из его руководителей, после смерти Крамского (1877) стал его идейным преемником. Современники называли его "совестью художников". Мастер остросоциальной бытовой картины, видный портретист-психолог. Много работал над пейзажами, писал натюрморты.

Jaroshenko N.A.

Портрет Н. Н. Ге


1890

Canvas, oil.


В портрете художника Николая Николаевича Ге (1831—1894) ярко выражено свойственное Ярошенко особое внимание к внутреннему облику человека. Создан весьма сложный композиционный портрет, в котором обстановка является содержательным элементом характеристики. Ге изображен сидящим в задумчивости у раскрытого Евангелия в своей мастерской, на фоне начатой им картины .Что есть истина?". Ярошенко тщательно пишет лицо изображенного, его глаза — зеркало души — и уделяет большое внимание характеристике рук. У Ге они сильные, энергичные, натруженные. Ге предстает на портрете седовласым мудрецом с лицом человека доверчивого, чистого душой и помыслами. В. В. Стасов писал: "Здесь выступила перед зрителем наружу вся необыкновенная кротость, доброта, незлобливость натуры оригинала — сходство чрезвычайное". Но более всего Ге привлекал Ярошенко своим философским складом, духовной содержательностью и красотой, что убедительно передано в портрете. Ирина Шувалова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 391.

Личность Николая Николаевича Ге – старшего товарища по искусству, друга и единомышленника – всегда вызывала у живописца глубокое уважение. Будучи профессиональным портретистом, он вложил в полотно свою человеческую и художническую привязанность. Создатель значительнейшего цикла полотен на евангельские сюжеты изображен в своей мастерской в период работы над картиной "Что есть истина?" ("Христос и Пилат"). Именно эта картина, привезенная автором в Петербург и предназначавшаяся для экспонирования на очередной передвижной выставке, была по распоряжению властей не только запрещена к показу, но даже изъята из каталога. Тогда-то автор портрета и "приютил", по выражению Н.Н. Ге, его крамольную работу у себя в квартире на Сергиевской улице. Таким образом, портрет стал свидетельством открытой нравственной поддержки старого мастера, подвергшегося нападкам и гонениям, – в его образе подчеркнуты черты человека, преданного истине, призванного учительствовать и нести людям правду Священного писания. Недаром в нем есть нечто "апостольское". В характеристике своего персонажа, глубокий интерес к которому живописец ощущал на протяжении всей творческой жизни, он близок к оценке Л.Н. Толстого: "Ге между всеми современными художниками и русскими и иностранными … все равно что Монблан".

Ге Николай Николаевич (1831, Воронеж – 1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.) Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).
Учился в Императорской Академии художеств у П.В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864–1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок".
Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х – последователь религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа.

Jaroshenko Nikolai Alexandrovich
1846, Poltava -1898, Kislovodsk

Painter, draughtsman, portraitist, genre artist. Studied at the Poltava Military Academy (18505), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (from 1864) and at the Imperial Academy of Arts (1868-74). Studied military engineering at the Michael Aca¬demy of Artillery in St Petersburg (1870). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1876), headed the society after Ivan Kramskoi''''s death (1887). Contributed to exhibitions (from 1875), Retired with the rank of major general (1892). Lived in St Petersburg. Moved to Kislovodsk (late 1880s) 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library