<...> Крупнейшим скульптором-монументалистом первой трети XIX века [И. П. Мартосом] была исполнена и гипсовая модель памятника Александру I для Таганрога, принятая в 1925 году из Академии художеств. Статуя оказалась столь велика, что ее смогли поставить лишь в парадные залы Михайловского дворца (ныне работа Мартоса стоит на галерее лестницы). Несколько лет назад реставраторы М. С. Галимов и А. А. Павлюченко разобрали фигуру, чтобы сделать формы, необходимые для изготовления бронзового отлива. К 300-летию Таганрога снятый в послереволюционные годы памятник был восстановлен именно благодаря уникальному экспонату Русского музея. Сравнивая старые фотографии и воссозданный монумент, придирчивый наблюдатель не преминет заметить «отличия», прежде всего в изображении орла, который в прежнем варианте держал в клюве меч, вложенный в ножны, — символ одержанной победы и наступившего мира, который был очень распространен в искусстве эпохи ампира. По-видимому, эта деталь была введена Мартосом уже после завершения большой модели на этапе окончательного утверждения будущего памятника. Елена Карпова. Вступительная статья к каталогу «Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века». СПб, 2006. С. 6.
Постановка памятника Александру I в Таганроге — городе, где 19 ноября 1825 года скончался император, — была предопределена уже в 1826 году. Место будущего монумента напротив Ново-Иерусалимского греческого монастыря, в котором отпевали покойного, было указано императрицей Елизаветой Алексеевной (1779–1826). Первые проекты, разрабатывавшиеся И. П. Мартосом в соавторстве с его зятем архитектором А. И. Мельниковым, предполагали сооружение храма-ротонды 1, в центре должен был стоять колоссальный бюст императора, аналогичный тому, который скульптор сделал для петербургской Биржи (но уже не в мраморе, а в бронзе). Был и другой вариант, согласно которому в храме намечалось поставить cкульптурную группу: «Александр I в образе римского императора (в венке, доспехах и тоге) в окружении полководцев. Фигуры военачальников находятся на уровне пола ротонды, а император приподнят на пьедестале» 2.
Судя по всему, именно к этому проекту был сделан эскиз Мартоса, запечатленный в гравюре К. Я. Афанасьева (Гр-12546). Выдержанный в традициях позднего классицизма, он представлял Александра I в образе римского триумфатора, держащего в руке статуэтку богини победы Виктории. Ни одно из предложений не удостоилось высочайшего утверждения. В апреле 1827 года скульптору вернули эскиз «для делания перемен по замечаниям Его Императорского Величества» 3. Что это были за замечания, угадать не трудно. Дело в том, что в августе того же года был объявлен конкурс на памятники М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, которые решено было поставить перед колоннадой Казанского собора в Петербурге. Участникам конкурса была передана воля Николая I, потребовавшего изобразить полководцев «в нынешнем военном одеянии, позволив употребить для драпировки шинели и знамена», причем «сверх сих моделей не дозволять художникам делать других по собственному их усмотрению» 4. Император явно ориентировался при этом на поставленные в Берлине памятники немецким полководцам Г.-Л. Блюхеру, Ф.-В. Бюлову и Г.-И.-Д. Шарнгорсту — созданные в начале 1820-х годов скульптором Х.-Д. Раухом.
В памятнике Александру I для Таганрога И. П. Мартос тоже вынужден был пойти на уступки новым веяниям. Римская тога и сандалии сменились генеральским мундиром, задрапированным плащом, и высокими сапогами, в левой руке вместо копья появилась шпага. От традиционного аллегоризма прежних классицистических замыслов остался лишь орел у ног императора 5. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют, что на заключительном этапе работы над таганрогским памятником Мартосу было предписано в чертах лица статуи следовать бюсту Александра I, выполненному тем же Раухом 6. «Колоссальная» (более 2,5 метров) модель статуи для Таганрога была завершена в октябре 1829 года. Прошло немногим более года, и президент Императорской Академии художеств написал о том, что она «совершенно окончена, т. е. отлита из бронзы, отчеканена и покрыта колером» 7.
18 мая 1831 года памятник был отправлен из Петербурга «водным путем», а 11 сентября доставлен в таганрогский порт. Ровно через месяц состоялось его торжественное открытие.
В послереволюционные годы памятник был снят, и сначала стоял во дворе бывшего дворца Александра I — этот момент зафиксирован на фотографии из собрания Русского музея (Аф-18053). В 1928 — переплавлен. Спустя 70 лет, к 300-летию Таганрога, памятник был вновь воссоздан и поставлен на своем прежнем месте. Его открытие состоялось 12 сентября 1998 года на площади, получившей наименование Александровской. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 24.
РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 3109, л. 118.
Статуя Александра I в Таганроге (после снятия с пьедестала)
Фотография. 1920-е
Бромсеребряный отпечаток. 23,1 х 17,2
Аф-18053
На обороте фотографии имеется дарственная надпись: Русскому музею от Таганрогского Краеведческого музея / Памятник Александру I в Таганроге во дворе бывш. дворца, после снятия его с площади / 21 июня 1957 г./ Научный сотр. музея [подпись].
Конец 1990-х, Разбор фигуры для подготовки форм для бронзового отлива статуи для Таганрога.
Скульптор, работал преимущественно в области мемориальной и монументальной пластики.
Учился в Императорской Академии художеств (1764–1773). Был послан в качестве пенсионера в Италию (1773–1779). В 1778 – назначенный. Академик (с 1782). С 1779 преподавал в скульптурном классе: адъюнкт-профессор (1785), старший профессор (с 1794), адъюнкт-ректор (с 1799), ректор скульптуры (с 1814), заслуженный ректор (с 1831). Участвовал в создании скульптурного убранства храмов Петербурга: Казанского собора и церкви вмц. Екатерины при Академии художеств (проектные эскизы Мартоса не были осуществлены).
<...> Крупнейшим скульптором-монументалистом первой трети XIX века [И. П. Мартосом] была исполнена и гипсовая модель памятника Александру I для Таганрога, принятая в 1925 году из Академии художеств. Статуя оказалась столь велика, что ее смогли поставить лишь в парадные залы Михайловского дворца (ныне работа Мартоса стоит на галерее лестницы). Несколько лет назад реставраторы М. С. Галимов и А. А. Павлюченко разобрали фигуру, чтобы сделать формы, необходимые для изготовления бронзового отлива. К 300-летию Таганрога снятый в послереволюционные годы памятник был восстановлен именно благодаря уникальному экспонату Русского музея. Сравнивая старые фотографии и воссозданный монумент, придирчивый наблюдатель не преминет заметить «отличия», прежде всего в изображении орла, который в прежнем варианте держал в клюве меч, вложенный в ножны, — символ одержанной победы и наступившего мира, который был очень распространен в искусстве эпохи ампира. По-видимому, эта деталь была введена Мартосом уже после завершения большой модели на этапе окончательного утверждения будущего памятника. Елена Карпова. Вступительная статья к каталогу «Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века». СПб, 2006. С. 6.
Постановка памятника Александру I в Таганроге — городе, где 19 ноября 1825 года скончался император, — была предопределена уже в 1826 году. Место будущего монумента напротив Ново-Иерусалимского греческого монастыря, в котором отпевали покойного, было указано императрицей Елизаветой Алексеевной (1779–1826). Первые проекты, разрабатывавшиеся И. П. Мартосом в соавторстве с его зятем архитектором А. И. Мельниковым, предполагали сооружение храма-ротонды 1, в центре должен был стоять колоссальный бюст императора, аналогичный тому, который скульптор сделал для петербургской Биржи (но уже не в мраморе, а в бронзе). Был и другой вариант, согласно которому в храме намечалось поставить cкульптурную группу: «Александр I в образе римского императора (в венке, доспехах и тоге) в окружении полководцев. Фигуры военачальников находятся на уровне пола ротонды, а император приподнят на пьедестале» 2.
Судя по всему, именно к этому проекту был сделан эскиз Мартоса, запечатленный в гравюре К. Я. Афанасьева (Гр-12546). Выдержанный в традициях позднего классицизма, он представлял Александра I в образе римского триумфатора, держащего в руке статуэтку богини победы Виктории. Ни одно из предложений не удостоилось высочайшего утверждения. В апреле 1827 года скульптору вернули эскиз «для делания перемен по замечаниям Его Императорского Величества» 3. Что это были за замечания, угадать не трудно. Дело в том, что в августе того же года был объявлен конкурс на памятники М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, которые решено было поставить перед колоннадой Казанского собора в Петербурге. Участникам конкурса была передана воля Николая I, потребовавшего изобразить полководцев «в нынешнем военном одеянии, позволив употребить для драпировки шинели и знамена», причем «сверх сих моделей не дозволять художникам делать других по собственному их усмотрению» 4. Император явно ориентировался при этом на поставленные в Берлине памятники немецким полководцам Г.-Л. Блюхеру, Ф.-В. Бюлову и Г.-И.-Д. Шарнгорсту — созданные в начале 1820-х годов скульптором Х.-Д. Раухом.
В памятнике Александру I для Таганрога И. П. Мартос тоже вынужден был пойти на уступки новым веяниям. Римская тога и сандалии сменились генеральским мундиром, задрапированным плащом, и высокими сапогами, в левой руке вместо копья появилась шпага. От традиционного аллегоризма прежних классицистических замыслов остался лишь орел у ног императора 5. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют, что на заключительном этапе работы над таганрогским памятником Мартосу было предписано в чертах лица статуи следовать бюсту Александра I, выполненному тем же Раухом 6. «Колоссальная» (более 2,5 метров) модель статуи для Таганрога была завершена в октябре 1829 года. Прошло немногим более года, и президент Императорской Академии художеств написал о том, что она «совершенно окончена, т. е. отлита из бронзы, отчеканена и покрыта колером» 7.
18 мая 1831 года памятник был отправлен из Петербурга «водным путем», а 11 сентября доставлен в таганрогский порт. Ровно через месяц состоялось его торжественное открытие.
В послереволюционные годы памятник был снят, и сначала стоял во дворе бывшего дворца Александра I — этот момент зафиксирован на фотографии из собрания Русского музея (Аф-18053). В 1928 — переплавлен. Спустя 70 лет, к 300-летию Таганрога, памятник был вновь воссоздан и поставлен на своем прежнем месте. Его открытие состоялось 12 сентября 1998 года на площади, получившей наименование Александровской. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 24.
РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 3109, л. 118.
Статуя Александра I в Таганроге (после снятия с пьедестала)
Фотография. 1920-е
Бромсеребряный отпечаток. 23,1 х 17,2
Аф-18053
На обороте фотографии имеется дарственная надпись: Русскому музею от Таганрогского Краеведческого музея / Памятник Александру I в Таганроге во дворе бывш. дворца, после снятия его с площади / 21 июня 1957 г./ Научный сотр. музея [подпись].
Конец 1990-х, Разбор фигуры для подготовки форм для бронзового отлива статуи для Таганрога.
Скульптор, работал преимущественно в области мемориальной и монументальной пластики.
Учился в Императорской Академии художеств (1764–1773). Был послан в качестве пенсионера в Италию (1773–1779). В 1778 – назначенный. Академик (с 1782). С 1779 преподавал в скульптурном классе: адъюнкт-профессор (1785), старший профессор (с 1794), адъюнкт-ректор (с 1799), ректор скульптуры (с 1814), заслуженный ректор (с 1831). Участвовал в создании скульптурного убранства храмов Петербурга: Казанского собора и церкви вмц. Екатерины при Академии художеств (проектные эскизы Мартоса не были осуществлены).