Мартос И.П.

Модель памятника Александру I для Таганрога


1828-1830

Гипс. 270 х 146 х 132


<...> Крупнейшим скульптором-монументалистом первой трети XIX века [И. П. Мартосом] была исполнена и гипсовая модель памятника Александру I для Таганрога, принятая в 1925 году из Академии художеств. Статуя оказалась столь велика, что ее смогли поставить лишь в парадные залы Михайловского дворца (ныне работа Мартоса стоит на галерее лестницы). Несколько лет назад реставраторы М. С. Галимов и А. А. Павлюченко разобрали фигуру, чтобы сделать формы, необходимые для изготовления бронзового отлива. К 300-летию Таганрога снятый в послереволюционные годы памятник был восстановлен именно благодаря уникальному экспонату Русского музея. Сравнивая старые фотографии и воссозданный монумент, придирчивый наблюдатель не преминет заметить «отличия», прежде всего в изображении орла, который в прежнем варианте держал в клюве меч, вложенный в ножны, — символ одержанной победы и наступившего мира, который был очень распространен в искусстве эпохи ампира. По-видимому, эта деталь была введена Мартосом уже после завершения большой модели на этапе окончательного утверждения будущего памятника. Елена Карпова. Вступительная статья к каталогу «Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века». СПб, 2006. С. 6.

Постановка памятника Александру I в Таганроге — городе, где 19 ноября 1825 года скончался император, — была предопределена уже в 1826 году. Место будущего монумента напротив Ново-Иерусалимского греческого монастыря, в котором отпевали покойного, было указано императрицей Елизаветой Алексеевной (1779–1826). Первые проекты, разрабатывавшиеся И. П. Мартосом в соавторстве с его зятем архитектором А. И. Мельниковым, предполагали сооружение храма-ротонды 1, в центре должен был стоять колоссальный бюст императора, аналогичный тому, который скульптор сделал для петербургской Биржи (но уже не в мраморе, а в бронзе). Был и другой вариант, согласно которому в храме намечалось поставить cкульптурную группу: «Александр I в образе римского императора (в венке, доспехах и тоге) в окружении полководцев. Фигуры военачальников находятся на уровне пола ротонды, а император приподнят на пьедестале» 2.

Судя по всему, именно к этому проекту был сделан эскиз Мартоса, запечатленный в гравюре К. Я. Афанасьева (Гр-12546). Выдержанный в традициях позднего классицизма, он представлял Александра I в образе римского триумфатора, держащего в руке статуэтку богини победы Виктории. Ни одно из предложений не удостоилось высочайшего утверждения. В апреле 1827 года скульптору вернули эскиз «для делания перемен по замечаниям Его Императорского Величества» 3. Что это были за замечания, угадать не трудно. Дело в том, что в августе того же года был объявлен конкурс на памятники М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, которые решено было поставить перед колоннадой Казанского собора в Петербурге. Участникам конкурса была передана воля Николая I, потребовавшего изобразить полководцев «в нынешнем военном одеянии, позволив употребить для драпировки шинели и знамена», причем «сверх сих моделей не дозволять художникам делать других по собственному их усмотрению» 4. Император явно ориентировался при этом на поставленные в Берлине памятники немецким полководцам Г.-Л. Блюхеру, Ф.-В. Бюлову и Г.-И.-Д. Шарнгорсту — созданные в начале 1820-х годов скульптором Х.-Д. Раухом.

В памятнике Александру I для Таганрога И. П. Мартос тоже вынужден был пойти на уступки новым веяниям. Римская тога и сандалии сменились генеральским мундиром, задрапированным плащом, и высокими сапогами, в левой руке вместо копья появилась шпага. От традиционного аллегоризма прежних классицистических замыслов остался лишь орел у ног императора 5. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют, что на заключительном этапе работы над таганрогским памятником Мартосу было предписано в чертах лица статуи следовать бюсту Александра I, выполненному тем же Раухом 6. «Колоссальная» (более 2,5 метров) модель статуи для Таганрога была завершена в октябре 1829 года. Прошло немногим более года, и президент Императорской Академии художеств написал о том, что она «совершенно окончена, т. е. отлита из бронзы, отчеканена и покрыта колером» 7.

18 мая 1831 года памятник был отправлен из Петербурга «водным путем», а 11 сентября доставлен в таганрогский порт. Ровно через месяц состоялось его торжественное открытие.

В послереволюционные годы памятник был снят, и сначала стоял во дворе бывшего дворца Александра I — этот момент зафиксирован на фотографии из собрания Русского музея (Аф-18053). В 1928 — переплавлен. Спустя 70 лет, к 300-летию Таганрога, памятник был вновь воссоздан и поставлен на своем прежнем месте. Его открытие состоялось 12 сентября 1998 года на площади, получившей наименование Александровской. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 24.

  1. Подробнее об этом см.: Тубли М. П. Авраам Мельников. Л., 1980. С. 70, 71; Кириченко 2001. С. 262–263.
  2. Тубли М. П. Указ. соч. С. 70.
  3. РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 3109, л. 34.
  4. РГИА, ф. 789, оп. 20, д. 32, 1827, л. 4.
  5. В гипсовой модели памятника из коллекции ГРМ изображение орла отличается от окончательного решения (см. вступит. статью настоящего каталога).
  6. Подробнее см.: Коваленская Н. Н. Мартос. М.; Л., 1938. С. 117.

РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 3109, л. 118.

Статуя Александра I в Таганроге (после снятия с пьедестала)
Фотография. 1920-е
Бромсеребряный отпечаток. 23,1 х 17,2
Аф-18053

На обороте фотографии имеется дарственная надпись: Русскому музею от Таганрогского Краеведческого музея / Памятник Александру I в Таганроге во дворе бывш. дворца, после снятия его с площади / 21 июня 1957 г./ Научный сотр. музея [подпись].

Конец 1990-х, Разбор фигуры для подготовки форм для бронзового отлива статуи для Таганрога.



Мартос Иван Петрович
1754, Ичня, Черниговская губерния – 1835, Санкт-Петербург

Скульптор, работал преимущественно в области мемориальной и монументальной пластики.

Учился в Императорской Академии художеств (1764–1773). Был послан в качестве пенсионера в Италию (1773–1779). В 1778 – назначенный. Академик (с 1782). С 1779 преподавал в скульптурном классе: адъюнкт-профессор (1785), старший профессор (с 1794), адъюнкт-ректор (с 1799), ректор скульптуры (с 1814), заслуженный ректор (с 1831). Участвовал в создании скульптурного убранства храмов Петербурга: Казанского собора и церкви вмц. Екатерины при Академии художеств (проектные эскизы Мартоса не были осуществлены).

Martos I.P.

Модель памятника Александру I для Таганрога


1828-1830

Gypsum. 270 х 146 х 132


<...> Крупнейшим скульптором-монументалистом первой трети XIX века [И. П. Мартосом] была исполнена и гипсовая модель памятника Александру I для Таганрога, принятая в 1925 году из Академии художеств. Статуя оказалась столь велика, что ее смогли поставить лишь в парадные залы Михайловского дворца (ныне работа Мартоса стоит на галерее лестницы). Несколько лет назад реставраторы М. С. Галимов и А. А. Павлюченко разобрали фигуру, чтобы сделать формы, необходимые для изготовления бронзового отлива. К 300-летию Таганрога снятый в послереволюционные годы памятник был восстановлен именно благодаря уникальному экспонату Русского музея. Сравнивая старые фотографии и воссозданный монумент, придирчивый наблюдатель не преминет заметить «отличия», прежде всего в изображении орла, который в прежнем варианте держал в клюве меч, вложенный в ножны, — символ одержанной победы и наступившего мира, который был очень распространен в искусстве эпохи ампира. По-видимому, эта деталь была введена Мартосом уже после завершения большой модели на этапе окончательного утверждения будущего памятника. Елена Карпова. Вступительная статья к каталогу «Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века». СПб, 2006. С. 6.

Постановка памятника Александру I в Таганроге — городе, где 19 ноября 1825 года скончался император, — была предопределена уже в 1826 году. Место будущего монумента напротив Ново-Иерусалимского греческого монастыря, в котором отпевали покойного, было указано императрицей Елизаветой Алексеевной (1779–1826). Первые проекты, разрабатывавшиеся И. П. Мартосом в соавторстве с его зятем архитектором А. И. Мельниковым, предполагали сооружение храма-ротонды 1, в центре должен был стоять колоссальный бюст императора, аналогичный тому, который скульптор сделал для петербургской Биржи (но уже не в мраморе, а в бронзе). Был и другой вариант, согласно которому в храме намечалось поставить cкульптурную группу: «Александр I в образе римского императора (в венке, доспехах и тоге) в окружении полководцев. Фигуры военачальников находятся на уровне пола ротонды, а император приподнят на пьедестале» 2.

Судя по всему, именно к этому проекту был сделан эскиз Мартоса, запечатленный в гравюре К. Я. Афанасьева (Гр-12546). Выдержанный в традициях позднего классицизма, он представлял Александра I в образе римского триумфатора, держащего в руке статуэтку богини победы Виктории. Ни одно из предложений не удостоилось высочайшего утверждения. В апреле 1827 года скульптору вернули эскиз «для делания перемен по замечаниям Его Императорского Величества» 3. Что это были за замечания, угадать не трудно. Дело в том, что в августе того же года был объявлен конкурс на памятники М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, которые решено было поставить перед колоннадой Казанского собора в Петербурге. Участникам конкурса была передана воля Николая I, потребовавшего изобразить полководцев «в нынешнем военном одеянии, позволив употребить для драпировки шинели и знамена», причем «сверх сих моделей не дозволять художникам делать других по собственному их усмотрению» 4. Император явно ориентировался при этом на поставленные в Берлине памятники немецким полководцам Г.-Л. Блюхеру, Ф.-В. Бюлову и Г.-И.-Д. Шарнгорсту — созданные в начале 1820-х годов скульптором Х.-Д. Раухом.

В памятнике Александру I для Таганрога И. П. Мартос тоже вынужден был пойти на уступки новым веяниям. Римская тога и сандалии сменились генеральским мундиром, задрапированным плащом, и высокими сапогами, в левой руке вместо копья появилась шпага. От традиционного аллегоризма прежних классицистических замыслов остался лишь орел у ног императора 5. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют, что на заключительном этапе работы над таганрогским памятником Мартосу было предписано в чертах лица статуи следовать бюсту Александра I, выполненному тем же Раухом 6. «Колоссальная» (более 2,5 метров) модель статуи для Таганрога была завершена в октябре 1829 года. Прошло немногим более года, и президент Императорской Академии художеств написал о том, что она «совершенно окончена, т. е. отлита из бронзы, отчеканена и покрыта колером» 7.

18 мая 1831 года памятник был отправлен из Петербурга «водным путем», а 11 сентября доставлен в таганрогский порт. Ровно через месяц состоялось его торжественное открытие.

В послереволюционные годы памятник был снят, и сначала стоял во дворе бывшего дворца Александра I — этот момент зафиксирован на фотографии из собрания Русского музея (Аф-18053). В 1928 — переплавлен. Спустя 70 лет, к 300-летию Таганрога, памятник был вновь воссоздан и поставлен на своем прежнем месте. Его открытие состоялось 12 сентября 1998 года на площади, получившей наименование Александровской. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 24.

  1. Подробнее об этом см.: Тубли М. П. Авраам Мельников. Л., 1980. С. 70, 71; Кириченко 2001. С. 262–263.
  2. Тубли М. П. Указ. соч. С. 70.
  3. РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 3109, л. 34.
  4. РГИА, ф. 789, оп. 20, д. 32, 1827, л. 4.
  5. В гипсовой модели памятника из коллекции ГРМ изображение орла отличается от окончательного решения (см. вступит. статью настоящего каталога).
  6. Подробнее см.: Коваленская Н. Н. Мартос. М.; Л., 1938. С. 117.

РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 3109, л. 118.

Статуя Александра I в Таганроге (после снятия с пьедестала)
Фотография. 1920-е
Бромсеребряный отпечаток. 23,1 х 17,2
Аф-18053

На обороте фотографии имеется дарственная надпись: Русскому музею от Таганрогского Краеведческого музея / Памятник Александру I в Таганроге во дворе бывш. дворца, после снятия его с площади / 21 июня 1957 г./ Научный сотр. музея [подпись].

Конец 1990-х, Разбор фигуры для подготовки форм для бронзового отлива статуи для Таганрога.



Martos Ivan Petrovich
1754 Ichnia, Chernigov province - 1835 St. Petersburg

Скульптор, работал преимущественно в области мемориальной и монументальной пластики.

Учился в Императорской Академии художеств (1764–1773). Был послан в качестве пенсионера в Италию (1773–1779). В 1778 – назначенный. Академик (с 1782). С 1779 преподавал в скульптурном классе: адъюнкт-профессор (1785), старший профессор (с 1794), адъюнкт-ректор (с 1799), ректор скульптуры (с 1814), заслуженный ректор (с 1831). Участвовал в создании скульптурного убранства храмов Петербурга: Казанского собора и церкви вмц. Екатерины при Академии художеств (проектные эскизы Мартоса не были осуществлены).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library