Безлюдный парк Версаля — знаменитой резиденции французских королей. Хмурый зимний день. Обнаженные деревья тянут темные ветви к серому небу. На первом плане небольшой бассейн. Из водной глади поднимается мраморная флора – греческая богиня растительного мира. Уравновешенность композиции, почти монохромный колорит, особая легкость, прозрачность живописи, создают впечатление некой остановленности жизни, передают поэтическую атмосферу опустевшего Версаля, где природа погрузилась в задумчивый зимний сон. Настроение, с которым написана картина, наводит на мысль о ностальгии художника по ушедшим временам, когда здесь царило веселье придворных праздников и король в сопровождении дам в модных туалетах прогуливался по аллеям парка. Версаль, являя изысканные вкусы его обитателей, представления о красоте галантного века Людовика XIV, будил у живописца творческую фантазию. Бенуа писал: «Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля, и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания». Александр Бенуа, как его друзья по объединению «Мир искусства», любил и знал этот пригород Парижа как свой родной Петербург. Он посвятил ему цикл произведений, к которому относится и картина «Версаль. Бассейн Флоры».
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже. Виднейший представитель художественной династии Бенуа.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.
Безлюдный парк Версаля — знаменитой резиденции французских королей. Хмурый зимний день. Обнаженные деревья тянут темные ветви к серому небу. На первом плане небольшой бассейн. Из водной глади поднимается мраморная флора – греческая богиня растительного мира. Уравновешенность композиции, почти монохромный колорит, особая легкость, прозрачность живописи, создают впечатление некой остановленности жизни, передают поэтическую атмосферу опустевшего Версаля, где природа погрузилась в задумчивый зимний сон. Настроение, с которым написана картина, наводит на мысль о ностальгии художника по ушедшим временам, когда здесь царило веселье придворных праздников и король в сопровождении дам в модных туалетах прогуливался по аллеям парка. Версаль, являя изысканные вкусы его обитателей, представления о красоте галантного века Людовика XIV, будил у живописца творческую фантазию. Бенуа писал: «Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля, и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания». Александр Бенуа, как его друзья по объединению «Мир искусства», любил и знал этот пригород Парижа как свой родной Петербург. Он посвятил ему цикл произведений, к которому относится и картина «Версаль. Бассейн Флоры».