Бакст Л. С.

Древний ужас (Terror Antiquus)


1908

Холст, масло. 250 x 270

Пост. в 1965, дар родственников автора — А. Л. Бакста, С. С. Клячко, Р. С. Манфред (Москва)


В 1907 году Бакст вместе с Серовым совершил путешествие в Грецию. Зарисовки античных памятников и южной природы, чтение древних философов и писателей сформировали у Бакста образ Греции и греческой культуры, конкретный и отвлеченный одновременно. Эта двойственность сказалась и в картине «Terror Antiquus». Художник языком символов выразил апокалиптическое мироощущение современной эпохи. Бакст изобразил гибель древнего города и его жителей, бессильных противостоять напору роковых природных стихий. Педантично выписанные древние сооружения, природный ландшафт являют собой в картине такое же обобщение и свидетельствуют об изучении Бакстом географических особенностей страны. Столь же конкретен и столь же отвлечен образ архаической коры, царящей над хаосом и воплощающей неумолимую силу судьбы. Несмотря на то что критика к недостаткам работы Бакста была строга, картина имела большой успех на Осеннем салоне в Париже, а в 1910 году была удостоена первой золотой медали на Международной выставке в Брюсселе. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 259.

Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич)
1866, Гродно – 1924, Париж

Живописец, график, театральный художник.

Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Учился в Академии художеств у К. Б. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Занимался акварелью под руководством Альб. Н. Бенуа. В 1890-е сблизился с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение "Мир искусства". В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке. С 1902 работал для театров Петербурга. В 1906-1910 руководил художественной школой Е. Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С. П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров.Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря "Русским сезонам" завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

Bakst L.

Terror Antiquus


1908

Oil on canvas. 250 x 270

Received in 1965


In 1907, Léon Bakst visited Greece in the company of Valentin Serov, sketching the country’s ancient monuments and Mediterranean nature and reading the works of her ancient philosophers and writers. This helped to form an image of Greece and Greek culture in his imagination, one both concrete and simultaneously abstract. This duality can be seen in Terror Antiquus, in which the artist uses symbols to express the apocalyptic nature of the modern age. He depicts the destruction of an ancient city and its inhabitants. Bakst scrupulously reproduces a number of ancient edifices — the Lion Gate in Mycenæ, the ruins of the palace at Tiryns, and the Athenian Acropolis. The natural landscape in the picture is a generalisation and also reflects Bakst’s study of Hellenic geography. The image of the Archaic kore presiding over the chaos and personifying the inexorable force of human fate is equally concrete and just as abstract. Although the critics found many faults in Terror Antiquus, Bakst’s painting enjoyed great success at the Salon d’Automne in Paris. It was awarded a gold medal at the Exposition Universelle in Brussels in 1910. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 256.

Bakst Leon (Lev Samoilovich)
1866, Hrodno - 1924, Paris

Painter, graphic artist, theatrical designer. Studied at the Imperial Academy of Arts (1883-87) and the Atelier dc Jean Louis Gerome and Academic de Rodolphe Julian in Paris (1893-96). Taught at the Elizaveta Zwantseva School of Drawing and Painting in St Petersburg (1906-09). Member of the Society of Russian Waterecolourists (1891-1907), World of Art (1899-1903, 1906, 1913) and the Union of Russian Artists (1903-1910). Life member of the Salon d''''Automne (from 1906). Academician (1914). Contributed to many exhibitions of theatrical design and one-man shows. Designed sets and costumes for the Mariinsky Theatre and Alexandrinsky Theatre in St Petersburg, Paris Opera and theatres in London and New York. Leading designers of Sergei Diaghilev''''s Ballets Russes (from 1909) and the ballet companies of Anna Pavlova and Ida Rubinstein. Emigrated to Paris (1909).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library