Сомов К. А.

Портрет А. П. Остроумовой


1901

Холст, масло. 87 x 63

Пост. в 1956 от А. П. Остроумовой-Лебедевой (по завещанию) (дар)


Этот портрет – плод долгого, увлеченного труда. Художница вспоминала: «Писал он меня очень долго: семьдесят три сеанса, которые продолжались иногда по четыре часа <…> Он начал писать лицо небольшими участками, сразу заканчивая их. Так, постепенно начиная со лба, который он писал несколько сеансов, он спустился к бровям и работал также долго, потом один глаз, потом другой и т. д. Помню, что рот он писал пять сеансов. Когда он кончил подбородок, т. е. все лицо, он не вернулся к уже ранее написанному <…> портрет вышел похож и непохож. Черты лица мои, и даже поза, и привычный наклон головы, и рука, которую я любила свешивать на ручку кресла – все мое. В то же время много «сомовского» чувствуется, просвечивает, даже доминирует в нем и, главное, некоторые черты, которые были мне не свойственны. Какая-то мечтательная грустная фигура, я же, хотя временами и предавалась припадкам меланхолии, была деятельна, энергична и минутами большая хохотушка». Портрет отмечен чертами стилизации и изысканностью живописного решения. Это сказывается в тщательной, характерной для старых мастеров манере письма, а также в рафинированном сочетании черных, серых и фиолетовых тонов. (В. Кн.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 65.

Остроумова-Лебедева (урожденная Остроумова) Анна Петровна (1871, Петербург – 1955, Ленинград) – график, живописец. Училась в ЦУТР барона Штиглица (1889– 1892); в ВХУ при ИАХ (1892–1900, с перерывами); в студии Ф. Коларосси и в мастерской Дж. Уистлера в Париже (1898– 1899); в школе живописи и рисования Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906). Участник выставок с 1894. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 399.

Творчество Сомова неотделимо от организованного в 1898 году в Петербурге художественного объединения «Мир искусства», активными участниками которого была и А. П. Остроумова. В искусстве Сомова нашли наиболее законченное выражение черты, присущие изобразительной практике мирискусников, — высокое профессиональное мастерство и тонкий художественный вкус, великолепное знание культуры прошлого, ретроспективная стилизация. Сомов также вошел в русское искусство как умный и тонкий портретист, внесший много нового в этот трудный жанр. Портрет Анны Петровны Остроумовой К. А. Сомов написал в 1901 году. Они учились примерно в одно время в Академии художеств, а также в Париже (1898—1899), и поддерживали близкие дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград). График, живописец. Училась в 1889–1891 в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, в 1892–1900 в ВХУ при ИАХ в мастерских И. Е. Репина и В. В. Матэ. В 1898–1899 в мастерской Дж. Уистлера в Париже. Член объединения "Мир искусства“ (1900; 1910 — член-учредитель). В 1918–1921 преподавала на художественном факультете ВИФФ. В 1934–1936 — в ИЖСА ВАХ. Автор трехтомных мемуаров "Автобиографические записки“ (Л., 1935–1951). Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). 

Сомов Константин Андреевич
1869, Петербург – 1939, Париж

Живописец, рисовальщик, акварелист, мастер книжной графики.

Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств у В. П. Верещагина, П. П. Чистякова (1888-1897), в мастерской И. Е. Репина (с 1894). Под влиянием кружка А. Н. Бенуа оставил занятия в Академии. Занимался в Академии Ф. Коларосси в Париже (1897-1899). Член-учредитель общества "Мир искусства", член "Союза русских художников" (1903-1910). В 1917 получил охранную грамоту на свою коллекцию картин, рисунков и фарфора. В 1923 в составе группы петроградских художников уехал в США. В 1925 переехал во Францию и поселился в Гранвилье (Нормандия). Художник-ретроспективист, нашел свой идеал в образах XVIII века. Маслом и акварелью писал небольшие картины из жизни дворянского мира эпохи ампира и рококо. Исполнил ряд статуэток из фарфора.

Somov K.A.

Portrait of Anna Ostroumova


1901

Oil on canvas. 87 x 63

Bequeathed in 1956 by Anna Ostroumova-Lebedeva, Leningrad


The works of Konstantin Somov, with their retrospective stylised design, delicate taste and cultural knowledge of the past, are characteristic of the World of Art movement. He studied at the Imperial Academy of Arts with Anna Ostroumova and kept a friendly relationship with her. They were both members of the association “World of Art”.

Anna Petrovna Ostroumova (married name: Ostroumova-Lebedeva; 1871–1955), artist, painter and graphic artist. She studied at the School of Technical Drawing and then at the Imperial Academy of Arts under Ilya Repin from 1892 until 1900. She worked in the studio of James Whistler from 1898 until 1899. She was a member of the World of Art union, a People’s Artist of the RSFSR (1946) and a full member of the Academy of Arts (1949). The main theme of her work was St Petersburg, and she dedicated several decades of unstinting labour to its depiction. She wrote the book “Autobiographical Notes”. 

Konstantin Somov’s portrait of Anna Ostroumova was the result of long and arduous work. The sitter later recalled: “Somov spent a very long time painting me – seventy-three sittings sometimes lasting up to four hours … He began to paint my face in small sections, which were immediately finished. Begining with my forehead, which he took several sittings to paint, he descended to the eyebrows, where he also worked for a long time, then one eye, then the other, etc. I remember that he required five sittings to paint my mouth. When he had finished my chin, i.e. the whole face, he did not return to what had already been painted … the portrait was both like and unlike me. The facial features, the posture, the incline of the head and the hand dangling on the arm of the chair – all that is me. At the same time, I can discern much that is Somov’s shining through and even dominating the portrait. Most importantly, there are several features which are not typical of me. Somov depicts some dreamy, sorrowful figure. Though occasionally subject to fits of melancholy, I was active, energetic and at times a great jester.” Elements of stylisation and refinement can be seen in Somov’s scrupulous painting technique, similar to that of the Old Masters, and the elegant combination of black, grey and violet tones.

Somov Konstantin Andreyevich
1869, St Petersburg - 1939, Paris

Painter, graphic artist. Studied at Ilya Repin's studio (from 1894) at the Imperial Academy of Arts (1888-1897) and the Academic de Filippo Colarossi in Paris (1898). Academician (1914). Member of the Munich and Berlin Sezessions (1898), World of Art (1899), Union of Russian Artists (1903) and the Salon d'Automne (1906). Contributed to the exhibitions of the Society of Russian Water-colourists (1894-1895), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898) and Sezession in Munich (1898, 1899) and Berlin (1898). Lived in Paris (from 1925). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library