Рерих Н. К.

Небесный бой


1912

Темпера, картон. 66 x 95

Пост. в 1920 из собр. А. А. Коровина


Склонный к мистицизму Рерих был страстным поклонником идей «всеединства» и «руссокосмизма». Любимым его мотивом был древний Север — суровый, с могучими холмами и холодными, прозрачными озерами, еще слабо заселенный людьми. Картины мастера воспринимаются как прозрения в архаическую эпоху индоевропейской цивилизацальтии. Одна из лучших среди них, плод поразительной интуиции Рериха-художника и ученого — «Небесный бой», где в фосфоресцирующих, клубящихся, пронизанных дивным светом кучевых облаках как бы запечатлена «программа» будущей истории земли с фигурами демонов и добрых вестников, рыцарей-всадников и варягов-мореплавателей, мудрецов и силуэты «вещих камней». Изображена еще одна ипостась «золотого века» человечества, когда оно еще жило в гармонии, единстве с собой и Космосом. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 265.

Подчеркнутая графичность контуров форм, желание сохранить силу чистого цвета, прозрачность воздушного пространства в пейзаже «После дождя. Берег моря» (Ж-10887) Константина Богаевского напоминают об уроках Куинджи. Еще больше усиливается символическое звучание и декоративная выразительность изображения в картине «Небесный бой» (Ж-1978) Николая Рериха. Незыблемость покоя на земле и противоборство стихии в небе превращают естественное природное явление в философское размышление о вечной борьбе между силами «постоянного» и «изменчивого» мира. Отечественные представители символизма, связанного с философией русского космизма, не могли не затронуть в своих произведениях таинственные и загадочные проявления природы. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.



Рерих Николай Константинович
1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия

Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.

Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А. И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ "Союз русских художников" и "Мир искусства" (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С. П. Дягилева (с 1907). С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии.

В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Китай - Алтай - Монголия - Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е. И. Рерих, работал над текстами главного своего труда - "Учение Живой этики". Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества ("Пакт Рериха"). В 1942-1944 - почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.

Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи "всеединства", множественности миров.

Roerich N. K.

Battle in the Heavens


1912

Cardboard on tempera. 66 x 95

Received in 1920 from the collection of Alexander Korovin, Petrograd


Nicholas Roerich was interested in mysticism and a passionate believer in the ideas of «all-unity» and «Russocosmism». One of his favourite motifs was the ancient north — a bleak and uninhabited land of mighty hills and cold, clear lakes. Roerich’s paintings were regarded as insights into the archaic period of Indo-European civilisation. One of his finest works is Celestial Battle. Permeated with the divine light and «programmed» with the future history of the earth, the cumuli swirl above the distant figures of demons, messengers, knights on horseback, seafarers, sages and the silhouettes of the «prophecy stones». Roerich portrays a hypostasis of a former golden age, when man lived in harmony with himself and the cosmos. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 265.



Roerich Nicholas (Nikolai Konstantinovich)
1874, St Petersburg - 7, Kullu (India)

Painter, theatrical designer, writer. Studied under Arkhip Kuindzhi at the Imperial Academy of Arts (1893-97), Faculty of Law, St Petersburg University (1893-98) and Fernand Cormon''s studio in Paris (1900-01). Academician of painting (1909). Contributed to exhibitions (from 1895). Contributed to the exhibitions of the World of Art (1902, 1903, 191 1-17; founding member 1910; chairman 1910-13), Union of Russian Artists ( 1903-10; member from 1903), Salon d''Automne (1906, 1907; member from 1906), Exposition Universelle in Paris (1900), World Exhibition in St Louis (1904), International Exhibitions in Munich (1909), Rome (1911, 1914) and Malmo (1914) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906-08), Berlin (1906) and Vienna (1908). Director of the School of Drawing, Society for the Encouragement of the Arts (1906-16). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (from 1907). Emigrated (1918). Settled in Kullu in India (1928).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library