Щуко Владимир Алексеевич (1878–1939) — архитектор, театральный художник; педагог; видный мастер петербургской неоклассики 1910-х, один из создателей сталинской архитектуры. Учился на архитектурном отделении ВХУ при ИАХ (1896–1904, мастерская Л. Н. Бенуа). Один из учредителей Музея старого Петербурга (1907). Получив звание академика архитектуры (1911), стал одним из самых востребованных петербургских архитекторов. Руководил классом композиции в ОПХ, возглавлял Женские архитектурные курсы (c 1913), преподавал в собственной мастерской. В числе учеников — его будущий постоянный соавтор В. Г. Гельфрейх. После революции работал оформителем и карикатуристом, создавал памятники революционным вождям в Петрограде и Одессе. Автор проекта (совместно с Г. Н. Голубевым) пропилеев Смольного (1924). По проектам Щуко и Гельфрейха построены: здание Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (1928–1958), Академический театр драмы им. М. Горького в Ростове-на-Дону (1932–1936, разрушен в 1943, восстановлен в 1963), Большой Каменный мост в Москве (1938), Мацестинский виадук в Сочи (1938), Вокзал юго-западных дорог в Киеве, Дом правительства Абхазской АССР в Сухуми (1932), Главный павильон ВСХВ (1939) и другие. Щуко и Гельфрейх создали культовый образ советской истории — памятник Ленину на броневике (скульптор С. А. Евсеев) перед Финляндским вокзалом в Ленинграде (1926).
Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 164.
Известный картинами о Древней Руси, Куликов еще в годы учебы в Академии художеств зарекомендовал себя как талантливый портретист. Его и Б. М. Кустодиева И. Е. Репин привлек к созданию группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Именно в это время Куликовым был написан портрет Щуко, соученика по Академии, вскоре видного зодчего-неоклассика. Чуть наклонив голову, молодой человек внимательно и умно смотрит сквозь пенсне. Он кажется старше своих двадцати четырех лет. Полна непосредственности и энергии его поза. Красное пятно цветка в петлице, белизна воротничка и манжета подчеркивают строгое изящество облика модели. Широко и элегантно, опуская второстепенное, художник пишет фигуру в черном, вписывает ее в глубокий черно-коричневый фон, «разыгрывая» богатую гамму серо-черных и золотистых тонов. Картина принадлежит к лучшим образцам психологического портрета репинской школы. В 1902 году за этот холст и жанр «В крестьянской избе» Куликов был удостоен Большой Золотой медали, звания художника, а также пенсионерской поездки в Италию и Францию (1903–1905). (В. К.) Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 9.
Щуко Владимир Алексеевич (1878–1939) –архитектор, театральный художник. Академик архитектуры (1911). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 9.
Куликов Иван СеменовичЖивописец, график.
В 1891 работал в качестве помощника художника А. И. Морозова. Учился: 1893–1896 — РШОПХ у Э. К. Липгарта; 1896–1902 — ВХУ при ИАХ в мастерских В. Е. Маковского и И. Е. Репина. В 1901–1903 участвовал в работе над картиной „Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день его столетнего юбилея“ под руководством И. Е. Репина. 1903–1905 — пенсионер ИАХ в Германии, Италии, Франции. Участник выставок с 1898. На Весенней АХ в 1906 — Первая премия им. А. И. Куинджи; на Международной в Льеже в 1905 — серебряная медаль. Член и экспонент: Общество русских акварелистов — 1907–1917; ТПХВ (экспонент) — 1908; Общество им. А.Куинджи — 1910-е. Академик (с 1915). В 1919 основал Муромский музей местного края, куда передал свои живописные работы и собранную им коллекцию костюмов прикладного и декоративного искусства. С этого года руководил там Рисовальной школой. Член Горьковского отделения СХ СССР (с 1935). С 1936 организовал промышленный музей в Павлове. В 1938 возглавил группу художников по росписи пригородного зала Ярославского вокзала в Москве.
Vladimir Alexeyevich Schuko (1878–1939): Architect, theatrical designer. Academician of architecture (1911).
Although primarily famous for his images of Old Russia, Ivan Kulikov also displayed his talent for portraiture as a student of the Imperial Academy of Arts. Ilya Repin invited the artist to help him paint Ceremonial Sitting of the State Council. In 1902, Kulikov painted a portrait of Vladimir Schuko, a fellow student at the Academy who later became a leading Neoclassical architect. Slightly bowing his head, the young man peers through his pince-nez, looking older than his twenty-four years. Schuko’s posture is spontaneous and energetic. The red flower in his buttonhole and his white collar and cuff underline the refined austerity of his outer appearance. The black-clad figure is painted broadly and elegantly on a deep black-brown background, which brings out the rich gold and grey-black. Portrait of Vladimir Schuko is one of the most outstanding examples of a psychological portrait by a member of the Repin school. In 1902, Kulikov also painted In a Peasant Hut. He was awarded a major gold medal, the title of artist and a fellowship to Italy and France (1903–05).
Kulikov Ivan Semionovich 1875 Moore, Vladimir Province. - 1941, Moore, Vladimir region.Живописец, график.
В 1891 работал в качестве помощника художника А. И. Морозова. Учился: 1893–1896 — РШОПХ у Э. К. Липгарта; 1896–1902 — ВХУ при ИАХ в мастерских В. Е. Маковского и И. Е. Репина. В 1901–1903 участвовал в работе над картиной „Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день его столетнего юбилея“ под руководством И. Е. Репина. 1903–1905 — пенсионер ИАХ в Германии, Италии, Франции. Участник выставок с 1898. На Весенней АХ в 1906 — Первая премия им. А. И. Куинджи; на Международной в Льеже в 1905 — серебряная медаль. Член и экспонент: Общество русских акварелистов — 1907–1917; ТПХВ (экспонент) — 1908; Общество им. А.Куинджи — 1910-е. Академик (с 1915). В 1919 основал Муромский музей местного края, куда передал свои живописные работы и собранную им коллекцию костюмов прикладного и декоративного искусства. С этого года руководил там Рисовальной школой. Член Горьковского отделения СХ СССР (с 1935). С 1936 организовал промышленный музей в Павлове. В 1938 возглавил группу художников по росписи пригородного зала Ярославского вокзала в Москве.