Кустодиев быстро формировался как художник, много работал в портрете, писал и рисовал близких, писателей, художников... Портреты Билибина, историка Д. Л. Мордовцева, гравера В. В. Матэ, помещика А. П. Варфоломеева, жены художника – Ю. Е. Кустодиевой сразу вошли в историю отечественной портретной живописи. Написанные широко и элегантно, выдержанные в светоносной гамме серебристо-охристых тонов, порой фрагментарные по композиции, правдивые и острые в передаче характеров моделей, они представляют собой замечательные образцы русского импрессионизма. Молодой художник индивидуально претворил в них уроки А. Цорна и находившегося в зените славы В. А. Серова. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 10.
Рано лишившийся отца, Кустодиев обладал повышенным «чувством семьи». От природы открытый и теплый человек, он старался путешествовать с близкими, а находясь в разлуке, постоянно интересовался самочувствием жены и детей, подробно делился художественными, театральными, музыкальными впечатлениями. Кистью и карандашом, в скульптуре и гравюре художник выразил любовь к семье, изображая ее членов в разных жизненных ситуациях. В течение всей жизни – в этюдных набросках, в портретах и жанровых композициях – с теплом и нежностью он фиксировал возрастные изменения облика жены Юлии Евстафьевны, взросление детей – Кирилла и Ирины. Многочисленны – от первой встречи в 1900 году в костромском имении старушек Грек до 1926 года – изображения нежно любимой жены, которая всегда была опорой художника, а в последнее десятилетие, когда он обездвижел – его деловым агентом, ходатаем, хранительницей и защитницей очага. <…> По тонкости психологических характеристик в этом ряду особенно выделяются портреты 1903 и 1920 годов. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 23.
Кустодиева Юлия Евстафьевна (1880–1942), урожденная Прошинская, – жена художника (с 1903). Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Работала машинисткой в канцелярии Кабинета министров в Мариинском дворце, одновременно училась в РШ ОПХ. Портрет написан в усадьбе Высоково Костромской губернии, на балконе дома Е. П., М. П. и Ю. П. Грек, воспитательниц Прошинской.
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе ("Новая художественная мастерская", Петербург, 1913). Член "Союза русских художников" (1907-1910), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
Кустодиев быстро формировался как художник, много работал в портрете, писал и рисовал близких, писателей, художников... Портреты Билибина, историка Д. Л. Мордовцева, гравера В. В. Матэ, помещика А. П. Варфоломеева, жены художника – Ю. Е. Кустодиевой сразу вошли в историю отечественной портретной живописи. Написанные широко и элегантно, выдержанные в светоносной гамме серебристо-охристых тонов, порой фрагментарные по композиции, правдивые и острые в передаче характеров моделей, они представляют собой замечательные образцы русского импрессионизма. Молодой художник индивидуально претворил в них уроки А. Цорна и находившегося в зените славы В. А. Серова. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 10.
Рано лишившийся отца, Кустодиев обладал повышенным «чувством семьи». От природы открытый и теплый человек, он старался путешествовать с близкими, а находясь в разлуке, постоянно интересовался самочувствием жены и детей, подробно делился художественными, театральными, музыкальными впечатлениями. Кистью и карандашом, в скульптуре и гравюре художник выразил любовь к семье, изображая ее членов в разных жизненных ситуациях. В течение всей жизни – в этюдных набросках, в портретах и жанровых композициях – с теплом и нежностью он фиксировал возрастные изменения облика жены Юлии Евстафьевны, взросление детей – Кирилла и Ирины. Многочисленны – от первой встречи в 1900 году в костромском имении старушек Грек до 1926 года – изображения нежно любимой жены, которая всегда была опорой художника, а в последнее десятилетие, когда он обездвижел – его деловым агентом, ходатаем, хранительницей и защитницей очага. <…> По тонкости психологических характеристик в этом ряду особенно выделяются портреты 1903 и 1920 годов. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 23.
Кустодиева Юлия Евстафьевна (1880–1942), урожденная Прошинская, – жена художника (с 1903). Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Работала машинисткой в канцелярии Кабинета министров в Мариинском дворце, одновременно училась в РШ ОПХ. Портрет написан в усадьбе Высоково Костромской губернии, на балконе дома Е. П., М. П. и Ю. П. Грек, воспитательниц Прошинской.
Painter. Studied under Vasily Savinsky and Ilya Repin at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1896-1903). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France and Spain (1903-1904). Academician of painting (1909). Founding member of the New Society of Artists (1904) and member of the Union of Russian Artists (1907), World of Art (1910) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (1923). Contributed to exhibitions (from 1900). Contributed to the periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1900-1901), Spring Exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1900-1903) and the exhibitions of the New Society of Artists (1904-1908), Union of Russian Artists (1907-1910), World of Art (1910-1924), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1925) and the International Exhibitions in Munich (1901, gold medal; 1909) and Malmo (1914, gold medal). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg (from 1911).