Мотив спускающихся на землю сумерек часто привлекал художника. Очарование этого умиротворенного состояния природы особенно проникновенно передавалось им в поздние годы жизни. Картина «Сумерки. Луна» была исполнена в период, отмеченный напряженными творческими раздумьями мастера, ищущего средства максимальной эмоциональной выразительности образа, стремящегося к остроте его звучания. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 223.
В меланхолических, пронизанных тонкой музыкальностью образах Левитана современники находили отражение переживаний одинокой и страдающей души, близких людям «конца столетия». «Сумерки. Луна» — замечательный образец зрелого творчества этого самого крупного русского мастера «пейзажа настроения». Призрачный лунный свет, зеркало озера, «удвоившее» мир, преобразили пейзаж, сделав его одновременно «похожим – непохожим». Одухотворенный и замкнутый в своих тайнах, отчужденный и холодный для человека, он замер в еженощном ритуале «предстояния» своему печальному светилу. Владимир Круглов // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 23.
Художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист». Реалистический пленэрный пейзаж в его творчестве достигает наивысшего расцвета благодаря поэтической одухотворенности, лаконизму и интимной печальной интонации.
Конкретный пейзажный мотив в творчестве живописцев зачастую служил лишь предлогом для отражения «предгрозового предчувствия, штормового предупреждения человечества» на рубеже XIX–XX веков. При этом стилистика модерна подталкивала к утверждению новых тем, в частности связанных с изображением северной природы. Она позволяла по-новому представить содержание, казалось бы, хорошо изученных мотивов, например, таких, как пейзаж с луной. Глубина поэтического чувства грусти и печали отличает картину «Сумерки. Луна» (Ж-4265) Исаака Левитана. Монументальное декоративное панно «Каменная тундра (Полуночное солнце)» (Ж-5743), созданное Константином Коровиным в соавторстве с Николаем Клодтом для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже (1900), наглядно передает первое впечатление Коровина от знакомства с северной природой: «таинственный берег… — полусвет непогасшей северной зари». Следует отметить, что живописные приемы Левитана и Коровина оказали значительное влияние на современников и последователей. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10-11.
Живописец-пейзажист, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в с. Кибарты Сувалкской губернии (ныне Литва).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова (1873-1885). Участвовал в вечерах Московского общества любителей художеств (с 1886 до начала 1890-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891). Член художественного объединения "Мюнхенский Сецессион" (с 1897). Экспонировал свои произведения на выставках журнала "Мир искусства" (1898-1900). Преподавал в Московском училище (1898-1900). Совершил поездки в Крым (1886-1899), на Волгу (1887-1890), в Финляндию (1896), Италию, Францию и Швейцарию (1890-е). Подлинный поэт природы, раскрывающий ее тончайшие состояния. Создал новый тип лирического одухотворенного пейзажа. Писал также натюрморты (цветы) и портреты.
Contemporaries of Isaac Levitan descried the fin-de-siècle emotions of a lonely and suffering soul in the artist’s melancholic images. Permeated with subtle music, this particular work is a classic example of the mature oeuvre of this leading master of Russian «mood landscape» painting. The ghostly moonlight and the mirror-like surface of the lake duplicate reality, transforming the landscape. Frozen in its nightly ritual of standing before its sorrowful luminary, the landscape seems immersed in its own secrets, estranged and cold to man. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 221.
Painter, graphic artist, teacher. Studied under Alexei Savrasov and Vasily Polenov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1873-1885). Academician of painting (1898). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1891) and the Munich Sezession (1897), Contributed to exhibitions (from 1880). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1884-1900), periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1887-1900), Fellowship of South Russian Artists (1892), Moscow Fellowship of Artists (1893), Munich Sezession (1896, 1898, 1899), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1899, 1900), Pan-Russian Exhibition in Nizhny Novgorod (1896), International Exhibition in Munich (1898) and the World Exhibitions in Chicago (1893) and Paris (1900). Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1898-1900).