Картина «Тишина» была создана Левитаном после летнего пребывания в имении «Богородское» близ станции Подсолнечное, в 60 верстах от Москвы. Это полное умиротворенной поэзии произведение написано в поздний период творчества художника: продолжая традиции реалистической пейзажной живописи второй половины XIX века, он в то же время ищет иных путей в искусстве, разрабатывает новый тип лирико-эпического пейзажа, добивается большей обобщенности и лаконизма форм, что сообщает особую выразительность создаваемым им образам.
Обращаясь к самому простому, непритязательному мотиву сельской природы, Левитан, по словам М. В. Нестерова, показывает «то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, — его душу, его очарование». Темная гладь сонной, молчаливой реки, окаймленной обрывистым изогнутым берегом, уводящим взгляд к синеющим далям, к деревеньке и лесу на горизонте, озаренное бледным светом сизое пасмурное небо с белым, словно расплывшимся от облаков пятном луны, отражающейся в воде вместе с берегом и расположенными на краю его сараями, — все это кажется погруженным в тишину, овеянным настроением задумчивости.
Картина построена на широких плоскостях, на крупных цветовых пятнах, способствующих монументализации образа. Стремясь к обобщенности форм, Левитан вместе с тем насыщает произведение характерными деталями — это и вьющаяся вдоль берега светлая тропинка, и тонкая березка с нежно белеющим стволом, и полосы пашен вдали. Природа в картине не только согрета близостью человека, но и сама одухотворена подлинно человеческим чувством и настроением. Приглушенные, сдержанные тона рождают впечатление спустившихся на землю сумерек. В то же время ярко-желтое пятно оголенного песчаного берега, освещенная лунным светом зелень травы, желтоватая отмель и почти черная полоса леса повышают эмоциональное звучание тонко нюансированного, сложного по цветовому решению пейзажа. Выразительности образа способствует и певучесть мягких, плавных линий, лежащих в основе композиции. Они усиливают ощущение широты пространства. Художник сумел создать собирательный образ среднерусской природы. Мотив вечерних сумерек часто привлекал Левитана. Очарование этого благостного состояния природы, когда, кажется, ничто не шелохнется, особенно проникновенно передано им в поздние годы.
Живописец-пейзажист, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в с. Кибарты Сувалкской губернии (ныне Литва).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова (1873-1885). Участвовал в вечерах Московского общества любителей художеств (с 1886 до начала 1890-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891). Член художественного объединения "Мюнхенский Сецессион" (с 1897). Экспонировал свои произведения на выставках журнала "Мир искусства" (1898-1900). Преподавал в Московском училище (1898-1900). Совершил поездки в Крым (1886-1899), на Волгу (1887-1890), в Финляндию (1896), Италию, Францию и Швейцарию (1890-е). Подлинный поэт природы, раскрывающий ее тончайшие состояния. Создал новый тип лирического одухотворенного пейзажа. Писал также натюрморты (цветы) и портреты.
Картина «Тишина» была создана Левитаном после летнего пребывания в имении «Богородское» близ станции Подсолнечное, в 60 верстах от Москвы. Это полное умиротворенной поэзии произведение написано в поздний период творчества художника: продолжая традиции реалистической пейзажной живописи второй половины XIX века, он в то же время ищет иных путей в искусстве, разрабатывает новый тип лирико-эпического пейзажа, добивается большей обобщенности и лаконизма форм, что сообщает особую выразительность создаваемым им образам.
Обращаясь к самому простому, непритязательному мотиву сельской природы, Левитан, по словам М. В. Нестерова, показывает «то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, — его душу, его очарование». Темная гладь сонной, молчаливой реки, окаймленной обрывистым изогнутым берегом, уводящим взгляд к синеющим далям, к деревеньке и лесу на горизонте, озаренное бледным светом сизое пасмурное небо с белым, словно расплывшимся от облаков пятном луны, отражающейся в воде вместе с берегом и расположенными на краю его сараями, — все это кажется погруженным в тишину, овеянным настроением задумчивости.
Картина построена на широких плоскостях, на крупных цветовых пятнах, способствующих монументализации образа. Стремясь к обобщенности форм, Левитан вместе с тем насыщает произведение характерными деталями — это и вьющаяся вдоль берега светлая тропинка, и тонкая березка с нежно белеющим стволом, и полосы пашен вдали. Природа в картине не только согрета близостью человека, но и сама одухотворена подлинно человеческим чувством и настроением. Приглушенные, сдержанные тона рождают впечатление спустившихся на землю сумерек. В то же время ярко-желтое пятно оголенного песчаного берега, освещенная лунным светом зелень травы, желтоватая отмель и почти черная полоса леса повышают эмоциональное звучание тонко нюансированного, сложного по цветовому решению пейзажа. Выразительности образа способствует и певучесть мягких, плавных линий, лежащих в основе композиции. Они усиливают ощущение широты пространства. Художник сумел создать собирательный образ среднерусской природы. Мотив вечерних сумерек часто привлекал Левитана. Очарование этого благостного состояния природы, когда, кажется, ничто не шелохнется, особенно проникновенно передано им в поздние годы.
Painter, graphic artist, teacher. Studied under Alexei Savrasov and Vasily Polenov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1873-1885). Academician of painting (1898). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1891) and the Munich Sezession (1897), Contributed to exhibitions (from 1880). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1884-1900), periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1887-1900), Fellowship of South Russian Artists (1892), Moscow Fellowship of Artists (1893), Munich Sezession (1896, 1898, 1899), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1899, 1900), Pan-Russian Exhibition in Nizhny Novgorod (1896), International Exhibition in Munich (1898) and the World Exhibitions in Chicago (1893) and Paris (1900). Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1898-1900).