Натюрморт написан в имении Дугино, которое находилось к югу от Москвы, в красивом месте на реке Пахра и принадлежало живописцу и предпринимателю Н. В. Мещерину, сыну основателя Даниловской мануфактуры. В этих местах И. Грабарь провел более десяти лет и написал все свои шедевры 1900-х, в том числе и данный натюрморт. Вкус к этому жанру он, по-видимому, ощутил еще во время преподавания в школе Ашбе, введя задание писать натюрморт "для развития чувства формы и цвета". В Дугино не могли не появиться натюрморты с цветами Грабаря – Мещерины любили цветы, покупали их охапками у деревенских детей, выращивали в собственной оранжерее и привозили из Москвы. Художник писал натюрморт в раннее летнее утро. Художник выбрал для сюжета флоксы, обильно покрытые росой, не просохшей с ночи. В ней отражаются находящиеся рядом предметы, лучи солнца, небо. Используя импрессионистические приемы, художник создает поэтическую гармонию цвета, света, солнца, радости и красоты.
Член «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе — Грабаря (1898–1901) в Мюнхене. 1910–1923 — период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом. Крупнейший русский импрессионист, автор множества классических произведений, оказавший существенное влияние на развитие этого течения. В 1910-х Грабарь на время оставляет импрессионистическую манеру в поисках звучности и декоративности целого с тем, чтобы вновь вернуться к ней в своих пейзажах и натюрмортах 1920–1950-х. Свои импрессионистические по чувству портреты и жанры советского времени художник писал, используя приемы „классического наследия“, что тоже было характерным проявлением „двойных стандартов“.
The still life was painted in the Dugino estate, which was located to the south from Moscow in a beautiful place on the Pahra river and belonged to the artist and businessman Nikolai Meshcherin, a son of the founder of the Danilovskaya textile factory. Igor Grabar spent there more than 10 years and created all his masterpieces of 1900s including this still life. He got enthusiastic to this genre while teaching at Anton Ažbe School where he introduced the task to paint a still life “for development of the feeling of shape and colour”. The still lifes with flowers couldn’t help appearing in Dugino – the Meshcherins loved flowers, bought armfuls of flowers from peasant’s children, grew in their own greenhouses and brought from Moscow.
The artist was painting the still life early in the summer morning. The artist depicted phloxes covered abundantly with the dew that had left from the night. The surroundings, rays of the sun, the sky are reflected in the dew. Using the impressionist techniques the artist creates the poetical harmony of colour, light, the Sun, joy and beauty.
Painter, art historian, art critic, museum curator. Studied law, history and philology at St. Petersburg university (1889–1896). Studied at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894–1896) and at Anton Ažbe’s school in Munich (1896–1898). Academician of painting (1913). Contributed to exhibitions (from 1898). Taught at the Ažbe/Grabar school in Munich (1898–1901). Trustee (1913–1918) and director (1918–1925) of the Tretyakov Gallery; director of the Central Art and Restoration Studios (1918–1930).