Сомов К. А.

Осмеянный поцелуй


1908

Холст, масло. 49 x 58

Из собрания А. А. Коровина в 1920 году


Творчество Сомова неотделимо от организованного в 1898 году в Петербурге художественного объединения «Мир искусства». В его искусстве нашли наиболее законченное выражение черты, присущие изобразительной практике мирискусников, — высокое профессиональное мастерство и тонкий художественный вкус, великолепное знание культуры прошлого, ретроспективная стилизация. Основные особенности творчества Сомова проявились наиболее полно в своеобразных сюжетных картинах о беспечной веселой жизни дворянства XVIII века, представляющих собой изящные любовные сценки в пейзаже и интерьере. Он изображает галантных кавалеров и грациозных дам в старинных костюмах гуляющими в парках, развлекающимися, играющими в любовь. Художник пленен изяществом, рафинированностью, красотой туалетов своих героев, но вместе с тем он показывает присущую им внутреннюю опустошенность и душевный излом, призрачность самого их существования. Характер персонажей и действия, кулисное построение пространства подчеркивают ирреальность происходящего. Работы Сомова отличают стилизация и гротеск, они проникнуты романтической иронией, скепсисом. Показательна для Сомова картина «Осмеянный поцелуй» — пикантная сценка, действующими лицами которой выступают забавные, манерные, похожие на кукол человечки. Большую роль в ней играет пейзаж. Написанный по сделанным ранее натурным этюдам и сохраняющий отчасти в силу этого живое чувство природы, он в то же время содержит декоративное видение формы и цвета.



Сомов Константин Андреевич
1869, Петербург – 1939, Париж

Живописец, рисовальщик, акварелист, мастер книжной графики.

Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств у В. П. Верещагина, П. П. Чистякова (1888-1897), в мастерской И. Е. Репина (с 1894). Под влиянием кружка А. Н. Бенуа оставил занятия в Академии. Занимался в Академии Ф. Коларосси в Париже (1897-1899). Член-учредитель общества "Мир искусства", член "Союза русских художников" (1903-1910). В 1917 получил охранную грамоту на свою коллекцию картин, рисунков и фарфора. В 1923 в составе группы петроградских художников уехал в США. В 1925 переехал во Францию и поселился в Гранвилье (Нормандия). Художник-ретроспективист, нашел свой идеал в образах XVIII века. Маслом и акварелью писал небольшие картины из жизни дворянского мира эпохи ампира и рококо. Исполнил ряд статуэток из фарфора.

Somov K.A.

Осмеянный поцелуй


1908

Oil on canvas.


Творчество Сомова неотделимо от организованного в 1898 году в Петербурге художественного объединения «Мир искусства». В его искусстве нашли наиболее законченное выражение черты, присущие изобразительной практике мирискусников, — высокое профессиональное мастерство и тонкий художественный вкус, великолепное знание культуры прошлого, ретроспективная стилизация. Основные особенности творчества Сомова проявились наиболее полно в своеобразных сюжетных картинах о беспечной веселой жизни дворянства XVIII века, представляющих собой изящные любовные сценки в пейзаже и интерьере. Он изображает галантных кавалеров и грациозных дам в старинных костюмах гуляющими в парках, развлекающимися, играющими в любовь. Художник пленен изяществом, рафинированностью, красотой туалетов своих героев, но вместе с тем он показывает присущую им внутреннюю опустошенность и душевный излом, призрачность самого их существования. Характер персонажей и действия, кулисное построение пространства подчеркивают ирреальность происходящего. Работы Сомова отличают стилизация и гротеск, они проникнуты романтической иронией, скепсисом. Показательна для Сомова картина «Осмеянный поцелуй» — пикантная сценка, действующими лицами которой выступают забавные, манерные, похожие на кукол человечки. Большую роль в ней играет пейзаж. Написанный по сделанным ранее натурным этюдам и сохраняющий отчасти в силу этого живое чувство природы, он в то же время содержит декоративное видение формы и цвета.



Somov Konstantin Andreyevich
1869, St Petersburg - 1939, Paris

Painter, graphic artist. Studied at Ilya Repin's studio (from 1894) at the Imperial Academy of Arts (1888-1897) and the Academic de Filippo Colarossi in Paris (1898). Academician (1914). Member of the Munich and Berlin Sezessions (1898), World of Art (1899), Union of Russian Artists (1903) and the Salon d'Automne (1906). Contributed to the exhibitions of the Society of Russian Water-colourists (1894-1895), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898) and Sezession in Munich (1898, 1899) and Berlin (1898). Lived in Paris (from 1925). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library