„Тройка“ И. И. Голикова – один из шедевров в собрании Русского музея – стала воплощением красоты жизни, праздника. Огненные кони – сказочные, живые, могучие, с мощно вылепленными телами, несут ездоков в разукрашенной ладье среди серебристых снежных струй. Молодецкая удаль видна в фигуре привставшего ямщика, в размахе узорных петель вожжей. И вся миниатюра, прекрасно вписанная в овал шкатулки, словно радостный ликующий клич.
Русский и советский художник-миниатюрист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1933), инициатор и учредитель Артели древней живописи Палеха.
Родился в Москве в семье потомственного палехского художника-иконописца. Когда ему было 7 лет, отец, чтобы спасти семью от голода, начавшегося в Москве, вернулся в Палех. В десятилетнем возрасте был отдан на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Софоновых. В 1900 году, обучившись приёмам доличного письма, отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских. занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей. Работая в Петербурге, некоторое время посещал рисовальные классы училища барона Штиглица.
В 1907—1911 годах Иван Голиков проходил воинскую службу, в 1911—1914 годах работал в мастерской Н. М. Сафонова в Палехе. В 1914—1917 годах призванный в действующую армию участвовал в Первой мировой войне в составе 27-го Сибирского полка, получил контузию. После первой мировой войны и Революции 1917 года начинает свои самостоятельные творческие поиски. Некоторое время он работает театральным художником в Шуе, Кинешме, Иваново-Вознесенске и Костроме, создавая декорации к спектаклям «Лес», «Гроза», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Русская свадьба» и «Лекарь поневоле».
В 1921 году он создал свою первую миниатюру — расписал шкатулку из папье-маше и показал её руководству Кустарного музея. В 1922 году, работая в мастерской художника А. А. Глазунова, создал целый ряд росписей на папье-маше, наметив основные черты нового искусства. К этому времени мастер смог органично синтезировать особенности трёх иконописных школ — Палехской, Строгановской и Ярославской.
Дальний родственник А. В. Бакушинский оказал содействие в организации в Палехе артели по производству расписных шкатулок из папье-маше. 4-5 декабря 1924 года была создана «Артель древней живописи», костяк которой составили бывшие иконописцы. В том же 1924 году работы палехских мастеров — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. В. Маркичева и А. В. Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес. В следующем, 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже, И. И. Голиков был удостоен Почётного диплома выставки.
Вершиной творчества считаются миниатюры, созданные в 1932-1933 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году в издательстве Academia. В 1933 году художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
„Тройка“ И. И. Голикова – один из шедевров в собрании Русского музея – стала воплощением красоты жизни, праздника. Огненные кони – сказочные, живые, могучие, с мощно вылепленными телами, несут ездоков в разукрашенной ладье среди серебристых снежных струй. Молодецкая удаль видна в фигуре привставшего ямщика, в размахе узорных петель вожжей. И вся миниатюра, прекрасно вписанная в овал шкатулки, словно радостный ликующий клич.
Русский и советский художник-миниатюрист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1933), инициатор и учредитель Артели древней живописи Палеха.
Родился в Москве в семье потомственного палехского художника-иконописца. Когда ему было 7 лет, отец, чтобы спасти семью от голода, начавшегося в Москве, вернулся в Палех. В десятилетнем возрасте был отдан на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Софоновых. В 1900 году, обучившись приёмам доличного письма, отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских. занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей. Работая в Петербурге, некоторое время посещал рисовальные классы училища барона Штиглица.
В 1907—1911 годах Иван Голиков проходил воинскую службу, в 1911—1914 годах работал в мастерской Н. М. Сафонова в Палехе. В 1914—1917 годах призванный в действующую армию участвовал в Первой мировой войне в составе 27-го Сибирского полка, получил контузию. После первой мировой войны и Революции 1917 года начинает свои самостоятельные творческие поиски. Некоторое время он работает театральным художником в Шуе, Кинешме, Иваново-Вознесенске и Костроме, создавая декорации к спектаклям «Лес», «Гроза», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Русская свадьба» и «Лекарь поневоле».
В 1921 году он создал свою первую миниатюру — расписал шкатулку из папье-маше и показал её руководству Кустарного музея. В 1922 году, работая в мастерской художника А. А. Глазунова, создал целый ряд росписей на папье-маше, наметив основные черты нового искусства. К этому времени мастер смог органично синтезировать особенности трёх иконописных школ — Палехской, Строгановской и Ярославской.
Дальний родственник А. В. Бакушинский оказал содействие в организации в Палехе артели по производству расписных шкатулок из папье-маше. 4-5 декабря 1924 года была создана «Артель древней живописи», костяк которой составили бывшие иконописцы. В том же 1924 году работы палехских мастеров — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. В. Маркичева и А. В. Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес. В следующем, 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже, И. И. Голиков был удостоен Почётного диплома выставки.
Вершиной творчества считаются миниатюры, созданные в 1932-1933 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году в издательстве Academia. В 1933 году художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.