В течение XX века мастера дымковской игрушки расширили круг тем и сюжетов: появились современные жанровые композиции, герои литературных произведений и сказок. Усилилась яркость и нарядность росписи, которую с 1960-х годов выполняют не прежними анилиновыми красками, а современной синтетической темперой. Создаются многофигурные композиции-наборы, позволяющие по-разному расставлять фигурки и тем самым играть с ними.
Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. Из сложного ритуала, совместившего отголоски древних аграрных культов с церковным поминовением усопших, праздник со временем трансформировался в весеннюю ярмарку-базар с продажей сладостей и глиняных свистулек и кукол. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток.
Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.
Дымковские игрушки делают из красной глины, в определенной последовательности приемов для каждого персонажа. Женские фигурки начинают лепить с колокола-„ступки“, к которой примазывается шарик-головка, руки калачиком и остальные детали. После просушки и обжига игрушки грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке. Особенно яркой роспись стала с 1910–1920-х годов, когда началось применение полюбившегося мастерицам малинового фуксина.
Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц, унаследовавшие его навыки от старших буквально из рук в руки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).
В течение XX века мастера дымковской игрушки расширили круг тем и сюжетов: появились современные жанровые композиции, герои литературных произведений и сказок. Усилилась яркость и нарядность росписи, которую с 1960-х годов выполняют не прежними анилиновыми красками, а современной синтетической темперой. Создаются многофигурные композиции-наборы, позволяющие по-разному расставлять фигурки и тем самым играть с ними.
Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. Из сложного ритуала, совместившего отголоски древних аграрных культов с церковным поминовением усопших, праздник со временем трансформировался в весеннюю ярмарку-базар с продажей сладостей и глиняных свистулек и кукол. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток.
Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.
Дымковские игрушки делают из красной глины, в определенной последовательности приемов для каждого персонажа. Женские фигурки начинают лепить с колокола-„ступки“, к которой примазывается шарик-головка, руки калачиком и остальные детали. После просушки и обжига игрушки грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке. Особенно яркой роспись стала с 1910–1920-х годов, когда началось применение полюбившегося мастерицам малинового фуксина.
Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц, унаследовавшие его навыки от старших буквально из рук в руки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).