Дымково

Пастух на дереве


Л. С. Фалалеева. Киров

1996–2001

Глина, роспись, лепка. 28,5 х 22,5 х 14


В течение XX века мастера дымковской игрушки расширили круг тем и сюжетов: появились современные жанровые композиции, герои литературных произведений и сказок. Усилилась яркость и нарядность росписи, которую с 1960-х годов выполняют не прежними анилиновыми красками, а современной синтетической темперой. Создаются многофигурные композиции-наборы, позволяющие по-разному расставлять фигурки и тем самым играть с ними.



Дымковская слобода (Вятка / Киров)

Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. Из сложного ритуала, совместившего отголоски древних аграрных культов с церковным поминовением усопших, праздник со временем трансформировался в весеннюю ярмарку-базар с продажей сладостей и глиняных свистулек и кукол. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток.

Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.

Дымковские игрушки делают из красной глины, в определенной последовательности приемов для каждого персонажа. Женские фигурки начинают лепить с колокола-„ступки“, к которой примазывается шарик-головка, руки калачиком и остальные детали. После просушки и обжига игрушки грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке. Особенно яркой роспись стала с 1910–1920-х годов, когда началось применение полюбившегося мастерицам малинового фуксина.

Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц, унаследовавшие его навыки от старших буквально из рук в руки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).

Дымково

Пастух на дереве


Л. С. Фалалеева. Киров

1996–2001

Clay, painting, .


В течение XX века мастера дымковской игрушки расширили круг тем и сюжетов: появились современные жанровые композиции, герои литературных произведений и сказок. Усилилась яркость и нарядность росписи, которую с 1960-х годов выполняют не прежними анилиновыми красками, а современной синтетической темперой. Создаются многофигурные композиции-наборы, позволяющие по-разному расставлять фигурки и тем самым играть с ними.





Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. Из сложного ритуала, совместившего отголоски древних аграрных культов с церковным поминовением усопших, праздник со временем трансформировался в весеннюю ярмарку-базар с продажей сладостей и глиняных свистулек и кукол. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток.

Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.

Дымковские игрушки делают из красной глины, в определенной последовательности приемов для каждого персонажа. Женские фигурки начинают лепить с колокола-„ступки“, к которой примазывается шарик-головка, руки калачиком и остальные детали. После просушки и обжига игрушки грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке. Особенно яркой роспись стала с 1910–1920-х годов, когда началось применение полюбившегося мастерицам малинового фуксина.

Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц, унаследовавшие его навыки от старших буквально из рук в руки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library