Оплет носового платка


Елец, Орловская губерния

1880-е

Многопарное плетение из льняных и шелковых нитей. 46 х 46

Пост. в 1938 из Кустарного музея, ранее — в собрании С. А. Давыдовой


В разных концах России крепостные мастерицы создавали кружева, подражающие модным западноевропейским образцам — «малин», «валансьен» и другим. Одной из крупнейших в первой половине XIX века была фабрика помещицы Протасовой в Орловской губернии. Орловское кружево — елецкое и мценское — часто продавалось под видом иностранного, но и среди французских изделий оно выделялось тонкостью орнамента.

Елецкие широкие мерные кружева, оплеты салфеток и носовых платков почти не имеют веса. Льняная нить была так тонка и легка, что кружево подчас плели на волосяных булавках. Узоры его — пышные цветы, венки, гирлянды бутонов — словно наброшены на прозрачный фон. В серединах цветов, в фестонах по краю решетка имела более сложный рисунок. Елецкие мастерицы умели показать цветок в смелом ракурсе — как бы раскрывающимся. Изящество миниатюрных узоров, замысловатая композиция, богатство игры светотени не имеют себе равных.

Современное елецкое кружево также совсем не похоже на старинное тонкое многопарное. С 1950-х годов в городе Ельце Липецкой области стали плести сцепное кружево, менее трудоемкое и сложное. Но художники стараются сохранить его особые декоративные качества. Все элементы воздушные, разреженные. В кружеве преобладают растительные узоры, и среди них любимым мотивом стала гибкая цветущая ветвь.



Оплет носового платка


Елец, Орловская губерния

1880s


В разных концах России крепостные мастерицы создавали кружева, подражающие модным западноевропейским образцам — «малин», «валансьен» и другим. Одной из крупнейших в первой половине XIX века была фабрика помещицы Протасовой в Орловской губернии. Орловское кружево — елецкое и мценское — часто продавалось под видом иностранного, но и среди французских изделий оно выделялось тонкостью орнамента.

Елецкие широкие мерные кружева, оплеты салфеток и носовых платков почти не имеют веса. Льняная нить была так тонка и легка, что кружево подчас плели на волосяных булавках. Узоры его — пышные цветы, венки, гирлянды бутонов — словно наброшены на прозрачный фон. В серединах цветов, в фестонах по краю решетка имела более сложный рисунок. Елецкие мастерицы умели показать цветок в смелом ракурсе — как бы раскрывающимся. Изящество миниатюрных узоров, замысловатая композиция, богатство игры светотени не имеют себе равных.

Современное елецкое кружево также совсем не похоже на старинное тонкое многопарное. С 1950-х годов в городе Ельце Липецкой области стали плести сцепное кружево, менее трудоемкое и сложное. Но художники стараются сохранить его особые декоративные качества. Все элементы воздушные, разреженные. В кружеве преобладают растительные узоры, и среди них любимым мотивом стала гибкая цветущая ветвь.




главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library