В самом конце XVIII века в подмосковном сельце Данилково купец П. И. Коробов основал фабрику изделий из папье-маше. Унаследовавший ее в 1818 году зять Коробова П. В. Лукутин и его потомки на протяжении XIX – начала XX века усовершенствовали производство и создали новый промысел лаковой миниатюрной живописи.
Из плотно спрессованной бумажной массы (папье-маше) делали модные в то время разнообразные по формам табакерки, шкатулочки, коробочки, портсигары, очешники, марочницы, кошелечки. Их покрывали лаком по черному фону, по которому писали масляными красками миниатюрные композиции. Оригиналами для них служили произведения живописи и графики русских и зарубежных художников. Имея перед собой подлинник, мастера упрощали копируемый образец, изменяли композицию, ограничивали число персонажей, отказывались от ряда деталей, украшали коробочку так, чтобы живопись составляла с ней одно целое, органично сочетаясь с ее формой и пропорциями. Иногда лаковую поверхность инкрустировали перламутром, подкладывали листочки фольги или сусального золота. На предметах писали пейзажи, портреты, виды городов, сценки из народной жизни, орнаментальные композиции.
В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово (ближайших от села Данилково деревнях) открыли свои мастерские лаковой миниатюры представители династии Вишняковых, просуществовавшие на протяжении всего XIX столетия. В произведениях мастеров, работающих в артели братьев Вишняковых, преобладали сюжеты из народной жизни и ставшие особенно популярными „чаепития“, „летние“ и „зимние“ тройки – катанья в санях и на телегах. Характерные лаконичное построение композиции, выразительность движения, простоту рисунка, яркость цвета русские лаки впитали из многовекового искусства народных росписей и опыта станковых произведений.
В 1910 году после закрытия фабрики Лукутиных мастера образовали „Федоскинскую трудовую артель“, на основе которой местное искусство возродилось в последующее время.
И сегодня Федоскино один из прославленных центров русского народного искусства. Среди мастеров немало представителей местных семейных династий, продолжающих творческую жизнь промысла.
В самом конце XVIII века в подмосковном сельце Данилково купец П. И. Коробов основал фабрику изделий из папье-маше. Унаследовавший ее в 1818 году зять Коробова П. В. Лукутин и его потомки на протяжении XIX – начала XX века усовершенствовали производство и создали новый промысел лаковой миниатюрной живописи.
Из плотно спрессованной бумажной массы (папье-маше) делали модные в то время разнообразные по формам табакерки, шкатулочки, коробочки, портсигары, очешники, марочницы, кошелечки. Их покрывали лаком по черному фону, по которому писали масляными красками миниатюрные композиции. Оригиналами для них служили произведения живописи и графики русских и зарубежных художников. Имея перед собой подлинник, мастера упрощали копируемый образец, изменяли композицию, ограничивали число персонажей, отказывались от ряда деталей, украшали коробочку так, чтобы живопись составляла с ней одно целое, органично сочетаясь с ее формой и пропорциями. Иногда лаковую поверхность инкрустировали перламутром, подкладывали листочки фольги или сусального золота. На предметах писали пейзажи, портреты, виды городов, сценки из народной жизни, орнаментальные композиции.
В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово (ближайших от села Данилково деревнях) открыли свои мастерские лаковой миниатюры представители династии Вишняковых, просуществовавшие на протяжении всего XIX столетия. В произведениях мастеров, работающих в артели братьев Вишняковых, преобладали сюжеты из народной жизни и ставшие особенно популярными „чаепития“, „летние“ и „зимние“ тройки – катанья в санях и на телегах. Характерные лаконичное построение композиции, выразительность движения, простоту рисунка, яркость цвета русские лаки впитали из многовекового искусства народных росписей и опыта станковых произведений.
В 1910 году после закрытия фабрики Лукутиных мастера образовали „Федоскинскую трудовую артель“, на основе которой местное искусство возродилось в последующее время.
И сегодня Федоскино один из прославленных центров русского народного искусства. Среди мастеров немало представителей местных семейных династий, продолжающих творческую жизнь промысла.