Палех, Ивановская обл.

Ларчик „Сказка об Али-египтянине“


Б. М. Ермолаев. Палех, Ивановская область

1962

Темпера, папье-маше, золото, лак, роспись. 3,5 x 2,2 x 3,5

Пост. в 1962 от автора


В марочнице Б. М. Ермолаева „Сказка об Али-египтянине“ звонкие краски горят на золотом фоне. История каирского купца, который потерял и вновь нашел свои сокровища и стал царским визирем, рассказана в росписи коробочки высотой 3,5 см. На маленькой поверхности художник разместил изображения 26 человеческих фигур и двух верблюдов, написанных с филигранной тонкостью.

Марочница Б. М. Ермолаева — одно из уникальных произведений своеобразного направления в искусстве Палеха 1960–1970-х годов. Его можно было бы назвать „сверхминиатюрой“. Крошечные ларчики, бисерницы, марочницы расписывают, пользуясь лупой, и рассматривать их тоже хочется при сильном увеличении. Маленькие размеры предметов дают возможность продемонстрировать изощренную живописную технику. Эти коробочки хранят на своей сверкающей поверхности образы дорогих нам героев былин и стихов, песен и сказок.



Палех, Ивановская область

В поселке Палех Ивановской области в 1920—1930-е годы на основе традиций древней иконописи, развитой в этой местности, возникло искусство живописи темперой (краски, растертые на яичном желтке, традиционные для иконописи) по папье-маше. Воспользовавшись федоскинским опытом изготовления коробочек из папье-маше, расписанных по черному лаку, в новом искусстве Палеха развивали сугубо местные художественные традиции и приемы темперной живописи.

В 1924 году был основан первый творческий коллектив палешан – Артель древней живописи. В него вошли семь бывших иконописцев – И. И. Голиков, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, В. В. Котухин, А. И. Зубков, И. И. Зубков, И. М. Баканов.

Мастера лаковой миниатюры Палеха выработали общий стиль нового искусства, который вобрал в себя характерные черты местной иконописи. Палехской миниатюре свойственны изящество рисунка, отточенность композиции, красивые удлиненные пропорции фигур, использование в колористической гамме обязательного черного фона, на котором особенно ярко звучат чистые тона красок, обилие золотых украшений и орнамента. Кроме миниатюры, где само письмо соответствовало небольшим размерам украшаемых предметов, превращающих их в драгоценности, палешане занимались книжными иллюстрациями, оформляли спектакли, исполняли настенные росписи и лаковые панно для общественных интерьеров, создавали в содружестве с мастерами художественной обработки металлов ювелирные украшения.

Обширен и разнообразен сюжетно-тематический круг произведений палешан. Они обращались и обращаются к истории и современности, сказочным и литературным темам, песенному фольклору, пейзажу, в котором нередко присутствуют виды самого села. И сегодня Палех – самобытное село-академия, богатая талантливыми художниками, которые не только продолжают сложившееся в XX веке искусство лаковой миниатюры, но и возрождают местную иконопись.

Палех, Ивановская обл.

Ларчик „Сказка об Али-египтянине“


Б. М. Ермолаев. Палех, Ивановская область

1962

Tempera, papier-mâche, gold, varnish, painting.


В марочнице Б. М. Ермолаева „Сказка об Али-египтянине“ звонкие краски горят на золотом фоне. История каирского купца, который потерял и вновь нашел свои сокровища и стал царским визирем, рассказана в росписи коробочки высотой 3,5 см. На маленькой поверхности художник разместил изображения 26 человеческих фигур и двух верблюдов, написанных с филигранной тонкостью.

Марочница Б. М. Ермолаева — одно из уникальных произведений своеобразного направления в искусстве Палеха 1960–1970-х годов. Его можно было бы назвать „сверхминиатюрой“. Крошечные ларчики, бисерницы, марочницы расписывают, пользуясь лупой, и рассматривать их тоже хочется при сильном увеличении. Маленькие размеры предметов дают возможность продемонстрировать изощренную живописную технику. Эти коробочки хранят на своей сверкающей поверхности образы дорогих нам героев былин и стихов, песен и сказок.





В поселке Палех Ивановской области в 1920—1930-е годы на основе традиций древней иконописи, развитой в этой местности, возникло искусство живописи темперой (краски, растертые на яичном желтке, традиционные для иконописи) по папье-маше. Воспользовавшись федоскинским опытом изготовления коробочек из папье-маше, расписанных по черному лаку, в новом искусстве Палеха развивали сугубо местные художественные традиции и приемы темперной живописи.

В 1924 году был основан первый творческий коллектив палешан – Артель древней живописи. В него вошли семь бывших иконописцев – И. И. Голиков, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, В. В. Котухин, А. И. Зубков, И. И. Зубков, И. М. Баканов.

Мастера лаковой миниатюры Палеха выработали общий стиль нового искусства, который вобрал в себя характерные черты местной иконописи. Палехской миниатюре свойственны изящество рисунка, отточенность композиции, красивые удлиненные пропорции фигур, использование в колористической гамме обязательного черного фона, на котором особенно ярко звучат чистые тона красок, обилие золотых украшений и орнамента. Кроме миниатюры, где само письмо соответствовало небольшим размерам украшаемых предметов, превращающих их в драгоценности, палешане занимались книжными иллюстрациями, оформляли спектакли, исполняли настенные росписи и лаковые панно для общественных интерьеров, создавали в содружестве с мастерами художественной обработки металлов ювелирные украшения.

Обширен и разнообразен сюжетно-тематический круг произведений палешан. Они обращались и обращаются к истории и современности, сказочным и литературным темам, песенному фольклору, пейзажу, в котором нередко присутствуют виды самого села. И сегодня Палех – самобытное село-академия, богатая талантливыми художниками, которые не только продолжают сложившееся в XX веке искусство лаковой миниатюры, но и возрождают местную иконопись.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library