Федосеево

Игрушка «Конь в упряжке»


Федосеево, Нижегородская область

1930–1940-е

Дерево, раскраска. 25,6 x 8,3 x 14


В Семеновском районе на базе народного ложкарного промысла в конце XIX века возник центр топорно-щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево. Стиль росписи федосеевской игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Ее особенность – желтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелеными листьями или же изображения человеческих фигурок, зверьков, птиц, напоминающие детские рисунки. В федосеевской «топорщине», или «балясах», стиль ящичный: предметы сколочены из тесаных дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. В Федосееве делали кукольную мебель, пароходы, паровозы, трамвайные вагончики, сани и повозки, балалайки, мельницы с вертящимися крыльями, карусели со скрипучей музыкой. Жесткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы. 

Федосеево

В Семеновском районе на базе народного ложкарного промысла в конце XIX века возник центр топорно-щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.

Стиль росписи федосеевской игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Ее особенность – желтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелеными листьями или же изображения человеческих фигурок, зверьков, птиц, напоминающие детские рисунки.

И действительно, известно, что в расписывании ложек принимали участие дети, подростки. Эти мотивы в федосеевской игрушке мы видим измененными. Колорит федосеевской росписи стал звонче от сочетания анилинового канареечного фона с алыми и зелеными пятнами бутонов, цветов и листьев, а рисунок размашистее.

Рисунок росписи – кудреватые „вилюрки“: цепи завитков, которые образуют стебли и окружают венчиком бутоны и чашечки цветов. А внутри контуров, будто невзначай, посажено звонкое цветовое пятнышко, как огонек. И вдруг, в неположенном месте, озорной росчерк. Мазнули краской, а игрушка оттого стала веселее, задорнее.

Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек и советских, горьковских, имеет очень большое значение. Все они расписывались в каждом центре на свой лад. Но форма также во многом определяет стиль игрушки. В федосеевской „топорщине“, или „балясах“, стиль ящичный: предметы сколочены из тесаных дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. В Федосееве делают кукольную мебель, пароходы, паровозы, трамвайные вагончики, сани и повозки, балалайки, мельницы с вертящимися крыльями, карусели со скрипучей музыкой. Жесткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы. Они оживляются шутливыми разрисовками, среди которых и рожица смешная, и фигурка нелепая, что создает подчеркнуто игрушечный, шутейный характер.

Своя юмористическая интонация и в фигурках федосеевских коньков на вращающихся дисках каруселей и на дощечках с колесами, в упряжи под лучинковой красной или зеленой дугой. Этот конек робок и глуповат по сравнению с пуреховско-городецкими огневыми конями. У него большая голова с глазами в виде спиральных завитков, раскрытый рот, тонкие ножки-подпорки, приставленные к массивному туловищу. Расписан он тоже нарядно, но с таким расчетом, чтобы усилить комическое впечатление. Коньков по контрасту с желтой повозочкой оставляют белыми и разрисовывают их прямо по дереву, как вначале расписывалась вся федосеевская игрушка. Человеческие фигурки – седочки под стать коню, условно схематичные, исполнены с юмором.

Федосеево

"Horse in harness". A Toy


Fedoseevo, Nizhny Novgorod region

1930–1940s

Wood, . 25,6 x 8,3 x 14


In the Semenovsky District, on the basis of the folk crafts a centre of a wooden toy appeared in the village of Fedoseevo at the end of 19th century. The style of the Fedoseevo toy painting was formed under the initial influence of the style of the painted Semenovo spoon. Its peculiarity is the yellow background covered with the linseed oil, on which scarlet flowers with green leaves or images of human figures, animals, birds, are drawn. The pictures are reminiscent of children's drawings. There are two main types of toys in Fedoseevo: cut by and ax (In Russian toporschina, from the word an ax) and balyasy (amuseuments). The pieces are made  from the cut boards and splinters.The shapes of the objects are square or rectangular with straight or sloping walls. The furniture for dolls, steamers, locomotives, tram carriages, sledges and carts, balalaikas, mills with rotating wings, carousels with squeaky music were also made in Fedoseevo. Rigid constructive forms of toys are softened by painting, which conceals their sharp corners.

Федосеево

В Семеновском районе на базе народного ложкарного промысла в конце XIX века возник центр топорно-щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.

Стиль росписи федосеевской игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Ее особенность – желтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелеными листьями или же изображения человеческих фигурок, зверьков, птиц, напоминающие детские рисунки.

И действительно, известно, что в расписывании ложек принимали участие дети, подростки. Эти мотивы в федосеевской игрушке мы видим измененными. Колорит федосеевской росписи стал звонче от сочетания анилинового канареечного фона с алыми и зелеными пятнами бутонов, цветов и листьев, а рисунок размашистее.

Рисунок росписи – кудреватые „вилюрки“: цепи завитков, которые образуют стебли и окружают венчиком бутоны и чашечки цветов. А внутри контуров, будто невзначай, посажено звонкое цветовое пятнышко, как огонек. И вдруг, в неположенном месте, озорной росчерк. Мазнули краской, а игрушка оттого стала веселее, задорнее.

Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек и советских, горьковских, имеет очень большое значение. Все они расписывались в каждом центре на свой лад. Но форма также во многом определяет стиль игрушки. В федосеевской „топорщине“, или „балясах“, стиль ящичный: предметы сколочены из тесаных дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. В Федосееве делают кукольную мебель, пароходы, паровозы, трамвайные вагончики, сани и повозки, балалайки, мельницы с вертящимися крыльями, карусели со скрипучей музыкой. Жесткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы. Они оживляются шутливыми разрисовками, среди которых и рожица смешная, и фигурка нелепая, что создает подчеркнуто игрушечный, шутейный характер.

Своя юмористическая интонация и в фигурках федосеевских коньков на вращающихся дисках каруселей и на дощечках с колесами, в упряжи под лучинковой красной или зеленой дугой. Этот конек робок и глуповат по сравнению с пуреховско-городецкими огневыми конями. У него большая голова с глазами в виде спиральных завитков, раскрытый рот, тонкие ножки-подпорки, приставленные к массивному туловищу. Расписан он тоже нарядно, но с таким расчетом, чтобы усилить комическое впечатление. Коньков по контрасту с желтой повозочкой оставляют белыми и разрисовывают их прямо по дереву, как вначале расписывалась вся федосеевская игрушка. Человеческие фигурки – седочки под стать коню, условно схематичные, исполнены с юмором.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library