Нижегородская губерния знаменита многочисленными промыслами. В конце ХIХ века в деревне Федосеево возник центр топорно-щепной игрушки, которую называли «балясами» или «потешками». Из осиновых чурок и тонких дощечек мастера изготовляли карусели и мельницы с музыкой и движением: пароходы, паровозы, грузовики, кукольную мебель и запряжки-повозки. Все эти предметы украшали прямо по дереву, без грунта, кудрявыми росчерками карандаша и малиновыми пятнами-цветами. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 294.
В Семеновском районе на базе народного ложкарного промысла в конце XIX века возник центр топорно-щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево. Стиль росписи федосеевской игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Ее особенность – желтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелеными листьями или же изображения человеческих фигурок, зверьков, птиц, напоминающие детские рисунки. В федосеевской «топорщине», или «балясах», стиль ящичный: предметы сколочены из тесаных дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. В Федосееве делали кукольную мебель, пароходы, паровозы, трамвайные вагончики, сани и повозки, балалайки, мельницы с вертящимися крыльями, карусели со скрипучей музыкой. Жесткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы.
Коллекция деревянной игрушки, поступившая в 1965 году от художника, графика и монументалиста Екатерины Михайловны Беляковой, включает более 200 вещей из Сергиева Посада Московской области, города Семенова, села Федосеево, села Полховский Майдан Горьковской (Нижегородской) области. Ко времени нижегородских экспедиций Белякова прошла хорошую художественную школу. Она окончила Строгановское училище (1909–1913) и МУЖВЗ, где училась до 1917 года у Н. А. Касаткина, А. М. Корина, С. Д. Милорадовича, С. В. Малютина. С 1921 по 1924 год — в мастерской монументальной живописи ВХУТЕМАС у П. В. Кузнецова. В 1920-х годах Белякова была экспонентом «Союза художников и поэтов „Искусство — жизнь“» (или «Маковец») — одной из первых московских художественных группировок, возникших в советское время. Разделяя эстетическую программу общества, дававшую высокую оценку народной культуре, Белякова начинает серьезно заниматься изучением народного искусства. В 1918–1919 годах, находясь в Сергиевом Посаде, она работает во Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. По поручению коллегии вместе с Е. Е. Штейнбах собирает коллекции для созданного в 1918 году Н. Д. Бартрамом Музея игрушки. В это время личное собрание Беляковой пополняется сергиево-посадской игрушкой из дерева и папье-маше. Собирательская работа сопровождалась ценными записями по истории промысла.
Игрушки нижегородских центров поступили в коллекцию Беляковой из экспедиций 1930-х — начала 1940-х годов. Научная ценность собрания — в его полноте, которая отражает многообразие типов изделий, богатство их вариантного исполнения. Метод, отбирающий типичные и яркие художественные образцы, свидетельствует о глубокой профессиональной культуре коллекционера. Относящиеся ко времени расцвета промыслов в Полховском Майдане, Федосееве, Семенове вещи из собрания Беляковой обладают высокими художественными достоинствами. Незатейливый ассортимент детского игрушечного инвентаря, нижегородской «топорщины», остроумно сработанной с помощью ножа, топора и простейшего токарного станка, отличается конструктивной логикой, яркой образной выразительностью при минимуме художественно-технических средств. Роспись игрушек каждого центра, многообразная в стилистических проявлениях, отразила в себе изысканную графическую культуру, лежащую в основе структурной четкости традиционных элементов, складывающихся в каждом из очагов в самобытную художественную систему. И. А . Колобкова. Белякова Екатерина Михайловна. // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 138.
В Семеновском районе на базе народного ложкарного промысла в конце XIX века возник центр топорно-щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.
Стиль росписи федосеевской игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Ее особенность – желтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелеными листьями или же изображения человеческих фигурок, зверьков, птиц, напоминающие детские рисунки.
И действительно, известно, что в расписывании ложек принимали участие дети, подростки. Эти мотивы в федосеевской игрушке мы видим измененными. Колорит федосеевской росписи стал звонче от сочетания анилинового канареечного фона с алыми и зелеными пятнами бутонов, цветов и листьев, а рисунок размашистее. Рисунок росписи – кудреватые „вилюрки“: цепи завитков, которые образуют стебли и окружают венчиком бутоны и чашечки цветов. А внутри контуров, будто невзначай, посажено звонкое цветовое пятнышко, как огонек. И вдруг, в неположенном месте, озорной росчерк. Мазнули краской, а игрушка оттого стала веселее, задорнее. Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек и советских, горьковских, имеет очень большое значение. Все они расписывались в каждом центре на свой лад. Но форма также во многом определяет стиль игрушки. В федосеевской „топорщине“, или „балясах“, стиль ящичный: предметы сколочены из тесаных дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. В Федосееве делают кукольную мебель, пароходы, паровозы, трамвайные вагончики, сани и повозки, балалайки, мельницы с вертящимися крыльями, карусели со скрипучей музыкой. Жесткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы. Они оживляются шутливыми разрисовками, среди которых и рожица смешная, и фигурка нелепая, что создает подчеркнуто игрушечный, шутейный характер. |
Своя юмористическая интонация и в фигурках федосеевских коньков на вращающихся дисках каруселей и на дощечках с колесами, в упряжи под лучинковой красной или зеленой дугой. Этот конек робок и глуповат по сравнению с пуреховско-городецкими огневыми конями. У него большая голова с глазами в виде спиральных завитков, раскрытый рот, тонкие ножки-подпорки, приставленные к массивному туловищу. Расписан он тоже нарядно, но с таким расчетом, чтобы усилить комическое впечатление. Коньков по контрасту с желтой повозочкой оставляют белыми и разрисовывают их прямо по дереву, как вначале расписывалась вся федосеевская игрушка. Человеческие фигурки – седочки под стать коню, условно схематичные, исполнены с юмором.
Nizhny Novgorod Province was famed for its numerous craft industries. A centre for the fashioning of toys that were dubbed «amusements» developed in Fedoseyevo village in the late nineteenth century. From aspen blocks and thin boards, craftsmen would create carousels and windmills with music and movement — steams, steam engines, trucks, doll furniture and carts with harnesses. All these items were decorated, directly onto the wood, without a priming coat, with frizzy crayon flourishes creating crimson patches and flowers. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 294.
In the Semenovsky District, on the basis of the folk crafts a centre of a wooden toy appeared in the village of Fedoseevo at the end of 19th century. The style of the Fedoseevo toy painting was formed under the initial influence of the style of the painted Semenovo spoon. Its peculiarity is the yellow background covered with the linseed oil, on which scarlet flowers with green leaves or images of human figures, animals, birds, are drawn. The pictures are reminiscent of children's drawings. There are two main types of toys in Fedoseevo: cut by and ax (In Russian toporschina, from the word an ax) and balyasy (amuseuments). The pieces are made from the cut boards and splinters.The shapes of the objects are square or rectangular with straight or sloping walls. The furniture for dolls, steamers, locomotives, tram carriages, sledges and carts, balalaikas, mills with rotating wings, carousels with squeaky music were also made in Fedoseevo. Rigid constructive forms of toys are softened by painting, which conceals their sharp corners.
В Семеновском районе на базе народного ложкарного промысла в конце XIX века возник центр топорно-щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.
Стиль росписи федосеевской игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Ее особенность – желтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелеными листьями или же изображения человеческих фигурок, зверьков, птиц, напоминающие детские рисунки.
И действительно, известно, что в расписывании ложек принимали участие дети, подростки. Эти мотивы в федосеевской игрушке мы видим измененными. Колорит федосеевской росписи стал звонче от сочетания анилинового канареечного фона с алыми и зелеными пятнами бутонов, цветов и листьев, а рисунок размашистее. Рисунок росписи – кудреватые „вилюрки“: цепи завитков, которые образуют стебли и окружают венчиком бутоны и чашечки цветов. А внутри контуров, будто невзначай, посажено звонкое цветовое пятнышко, как огонек. И вдруг, в неположенном месте, озорной росчерк. Мазнули краской, а игрушка оттого стала веселее, задорнее. Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек и советских, горьковских, имеет очень большое значение. Все они расписывались в каждом центре на свой лад. Но форма также во многом определяет стиль игрушки. В федосеевской „топорщине“, или „балясах“, стиль ящичный: предметы сколочены из тесаных дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. В Федосееве делают кукольную мебель, пароходы, паровозы, трамвайные вагончики, сани и повозки, балалайки, мельницы с вертящимися крыльями, карусели со скрипучей музыкой. Жесткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы. Они оживляются шутливыми разрисовками, среди которых и рожица смешная, и фигурка нелепая, что создает подчеркнуто игрушечный, шутейный характер. |
Своя юмористическая интонация и в фигурках федосеевских коньков на вращающихся дисках каруселей и на дощечках с колесами, в упряжи под лучинковой красной или зеленой дугой. Этот конек робок и глуповат по сравнению с пуреховско-городецкими огневыми конями. У него большая голова с глазами в виде спиральных завитков, раскрытый рот, тонкие ножки-подпорки, приставленные к массивному туловищу. Расписан он тоже нарядно, но с таким расчетом, чтобы усилить комическое впечатление. Коньков по контрасту с желтой повозочкой оставляют белыми и разрисовывают их прямо по дереву, как вначале расписывалась вся федосеевская игрушка. Человеческие фигурки – седочки под стать коню, условно схематичные, исполнены с юмором.