Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

Ковш-скопкарь


Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

XIX век

Дерево, резьба, объемная долбление, роспись по белому грунту . 27,3 х 29,4 х 51,5

Пост. в 1938 из ГЭ, ранее в музее Штиглица


Расписные ковши-скопкари в виде величественных плывущих птиц — наиболее ранние памятники пермогорской росписи в собрании музея. Прихотливые растительные побеги оплетают стенки ковшей, крупные геометрические розетки на груди придают убранству монументально-торжественный и одновременно символический характер. Розетки в виде круга или ромба на груди ковша-птицы не что иное, как солярные знаки, пережитки древней языческой символики, сохранившейся на этой ритуальной посуде.

Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.

Пермогорская роспись признана наиболее развитой по составу расписываемых предметов, по содержательности и разнообразию форм орнаментации. Ее декоративный стиль развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок. В росписи Пермогорья отразилось все „великолепие и роскошь „травного барокко“. (Тарановская Н. В. Роспись по дереву // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 42)

A ladle with two handles (skopkar)


Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

19th century

Wood, carving, , . 27,3 х 29,4 х 51,5


Painted two handled ladles in the form of the majestic floating birds are the earliest piece of Permogorsk painting in the museum’s collection. Fancy floral shoots tangle the walls of the ladle. Large geometric rosettes on the chest give monumentally solemn and at the same time symbolic character to the decoration. Rosettes in the form of a circle or a rhombus on the ladle are the solar signs, the remnants of an ancient pagan symbols, preserved on this ritual utensils.

Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.

Пермогорская роспись признана наиболее развитой по составу расписываемых предметов, по содержательности и разнообразию форм орнаментации. Ее декоративный стиль развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок. В росписи Пермогорья отразилось все „великолепие и роскошь „травного барокко“. (Тарановская Н. В. Роспись по дереву // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 42)


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library