Вологодская губ./обл.

Край „Самолеты и звезды“


О. Лаврова, Вологда

1938

Лён, сцепное плетение.


В 1930-е годы главной задачей кружевниц Вологды стало создание новых орнаментов и форм кружевных изделий, отвечающих духу времени. Выпускницы Вологодской кружевной школы конца 1930-х годов впервые в искусстве кружевоплетения создали изображения трактора, самолета, парашюта, украшающие небольшие салфетки, абажуры, неширокие кружевные полосы с зубцами. Они отличаются  своеобразием решения темы, миниатюрностью узоров, условностью и обобщенностью рисунка, тонкостью плетения.



Вологодская губерния /область

Кружевной промысел развивался вокруг Вологды и в самом городе, а также в Вологодском, Кадниковском, Грязовецком уездах. Самые старые, сохранившиеся в музеях, вологодские кружева датируются: золото-серебряные XVII веком, льняные — рубежом XVIII и XIX веков. В XVI—XVII веках кружева плели в вотчине Строгановых в Сольвычегодске, в XVIII—XIX веках — во многих помещичьих усадьбах.

Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века.

В это время в моде был светлый или черный шелк, из которого плели летние пальто, накидки, шарфы, косынки, зонтики. Кружево считалось ремеслом почтенным и доходным. Если в 1893 году плетением занималось 4 тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти 40 тысяч. Даже люди обеспеченные учили детей плести кружево – „в вид праздного занятия“. Круглый год работали вдовы и семейства отставных чиновников. В крестьянских семьях девушки зарабатывали кружевоплетением на модные наряды, и даже самым бедным это ремесло обеспечивало скромное существование. Благодаря энергичным скупщицам кружево расходилось по всей стране. Мода на него охватила многие страны Европы.

Излюбленный материал вологодских кружевниц – лен, то неотбеленный, „суровый“, то белоснежный. Кружево из льна долговечно и красиво. Уже в конце ХVIII века вологжанки стали плести кружево из льняных нитей. Белоснежные края и прошвы пришивали к подзорам – краям свадебной простыни. В свадебных вологодских подзорах кружево может быть широким многопарным, с замысловатым геометрическим узором, или сцепным, с прихотливо вьющейся тесьмой-вилюшкой.

Вологодское кружево имеет немало местных разновидностей. Даже на разных берегах Кубенского озера создаются непохожие изделия. Устьянские кружевницы плетут кружева с тонким миниатюрным узором, а на противоположной стороне озера кубенские кружевницы выводят четкий, крупный орнамент. В кадниковском кружеве, применявшемся в XIX — начале XX века для украшения женских юбок и подолов рубах, широ­кие полосы многопарного кружева крупного четкого рисунка сочетаются с яркими шерстяными ткаными проставками. Кадниковское кружево плели для членов своей семьи, а не на продажу, и оно до начала XX века сохраняло характер крестьянского искусства и независимость от влияний моды.

Совершенно новым явлением в кружеве стали орнаментальные композиции 1930-х годов, выполненные выпускницами Вологодской профтехшколы кружевоплетения. В орнаментику вологодского кружева органично вошли трактора и пароходы, серп и молот, появились кружевные салфетки и подзоры на темы: „Самолеты и звезды“, „Парашюты“. В 1970-80-е годы выдающийся вклад в развитие вологодского кружева внесли В. Д. Веселова, В. Н. Ельфина и другие художники кружевного объединения „Снежинка“. Вологодское кружево приобрело множество новых тем, сюжетов и образов, не утратив камерности искусства и высокой культуры орнамента, что делает его замечательным явлением искусства ХХ века.

Вологодская губ./обл.

Край „Самолеты и звезды“


О. Лаврова, Вологда

1938

Linen, .


В 1930-е годы главной задачей кружевниц Вологды стало создание новых орнаментов и форм кружевных изделий, отвечающих духу времени. Выпускницы Вологодской кружевной школы конца 1930-х годов впервые в искусстве кружевоплетения создали изображения трактора, самолета, парашюта, украшающие небольшие салфетки, абажуры, неширокие кружевные полосы с зубцами. Они отличаются  своеобразием решения темы, миниатюрностью узоров, условностью и обобщенностью рисунка, тонкостью плетения.





Кружевной промысел развивался вокруг Вологды и в самом городе, а также в Вологодском, Кадниковском, Грязовецком уездах. Самые старые, сохранившиеся в музеях, вологодские кружева датируются: золото-серебряные XVII веком, льняные — рубежом XVIII и XIX веков. В XVI—XVII веках кружева плели в вотчине Строгановых в Сольвычегодске, в XVIII—XIX веках — во многих помещичьих усадьбах.

Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века.

В это время в моде был светлый или черный шелк, из которого плели летние пальто, накидки, шарфы, косынки, зонтики. Кружево считалось ремеслом почтенным и доходным. Если в 1893 году плетением занималось 4 тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти 40 тысяч. Даже люди обеспеченные учили детей плести кружево – „в вид праздного занятия“. Круглый год работали вдовы и семейства отставных чиновников. В крестьянских семьях девушки зарабатывали кружевоплетением на модные наряды, и даже самым бедным это ремесло обеспечивало скромное существование. Благодаря энергичным скупщицам кружево расходилось по всей стране. Мода на него охватила многие страны Европы.

Излюбленный материал вологодских кружевниц – лен, то неотбеленный, „суровый“, то белоснежный. Кружево из льна долговечно и красиво. Уже в конце ХVIII века вологжанки стали плести кружево из льняных нитей. Белоснежные края и прошвы пришивали к подзорам – краям свадебной простыни. В свадебных вологодских подзорах кружево может быть широким многопарным, с замысловатым геометрическим узором, или сцепным, с прихотливо вьющейся тесьмой-вилюшкой.

Вологодское кружево имеет немало местных разновидностей. Даже на разных берегах Кубенского озера создаются непохожие изделия. Устьянские кружевницы плетут кружева с тонким миниатюрным узором, а на противоположной стороне озера кубенские кружевницы выводят четкий, крупный орнамент. В кадниковском кружеве, применявшемся в XIX — начале XX века для украшения женских юбок и подолов рубах, широ­кие полосы многопарного кружева крупного четкого рисунка сочетаются с яркими шерстяными ткаными проставками. Кадниковское кружево плели для членов своей семьи, а не на продажу, и оно до начала XX века сохраняло характер крестьянского искусства и независимость от влияний моды.

Совершенно новым явлением в кружеве стали орнаментальные композиции 1930-х годов, выполненные выпускницами Вологодской профтехшколы кружевоплетения. В орнаментику вологодского кружева органично вошли трактора и пароходы, серп и молот, появились кружевные салфетки и подзоры на темы: „Самолеты и звезды“, „Парашюты“. В 1970-80-е годы выдающийся вклад в развитие вологодского кружева внесли В. Д. Веселова, В. Н. Ельфина и другие художники кружевного объединения „Снежинка“. Вологодское кружево приобрело множество новых тем, сюжетов и образов, не утратив камерности искусства и высокой культуры орнамента, что делает его замечательным явлением искусства ХХ века.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library