Палех, Ивановская обл. А. А. Глазунов

Портсигар „Жар-птица“


1929

Темпера, папье-маше, золото, лак, миниатюрная живопись. 13 х 8,7 х 3

Пост. в 1988 от С. И. Великановой, Ленинград


Сказочные темы и сюжеты издавна наполняют народное искусство. Источником вдохновения для этого произведения послужила сказка „Жар-птица“:

„В некотором царстве жил-был царь, и было у него три сына. Как-то заметил царь, что стали пропадать с яблоньки в его саду золотые яблоки, и повелел он царевичам поймать вора. Старшие сыновья уснули, а Иван-царевич увидел, кто крадет золотые яблоки, – это была Жар-птица. Но поймать чудо-птицу ему не удалось. И тогда послал царь сыновей на поиски Жар-птицы, а взамен обещал все царство свое отдать. Отправились они в путь, да пошли разными дорогами. А самой трудной дорогой Иван-царевич пошел и нашел Жар-птицу. Когда встретились братья, старшие царевичи обманули младшего брата своего и сонного скинули его в ров, а Жар-птицу сами царю-батюшке отнесли. Но Иван-царевич сумел выбраться из рва и пошел в свое царство. Проходя мимо одного города, он спас от шестиглавого змея прекрасную царевну, а потом женился на ней. Вернулся Иван-царевич с молодой женой и рассказал отцу своему о том, как его обманули старшие братья, и о том, что это он нашел Жар-птицу. Царь заставил двух своих сыновей скотину пасти, а Ивану-царевичу все царство отдал“.



Палех, Ивановская область

В поселке Палех Ивановской области в 1920—1930-е годы на основе традиций древней иконописи, развитой в этой местности, возникло искусство живописи темперой (краски, растертые на яичном желтке, традиционные для иконописи) по папье-маше. Воспользовавшись федоскинским опытом изготовления коробочек из папье-маше, расписанных по черному лаку, в новом искусстве Палеха развивали сугубо местные художественные традиции и приемы темперной живописи.

В 1924 году был основан первый творческий коллектив палешан – Артель древней живописи. В него вошли семь бывших иконописцев – И. И. Голиков, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, В. В. Котухин, А. И. Зубков, И. И. Зубков, И. М. Баканов.

Мастера лаковой миниатюры Палеха выработали общий стиль нового искусства, который вобрал в себя характерные черты местной иконописи. Палехской миниатюре свойственны изящество рисунка, отточенность композиции, красивые удлиненные пропорции фигур, использование в колористической гамме обязательного черного фона, на котором особенно ярко звучат чистые тона красок, обилие золотых украшений и орнамента. Кроме миниатюры, где само письмо соответствовало небольшим размерам украшаемых предметов, превращающих их в драгоценности, палешане занимались книжными иллюстрациями, оформляли спектакли, исполняли настенные росписи и лаковые панно для общественных интерьеров, создавали в содружестве с мастерами художественной обработки металлов ювелирные украшения.

Обширен и разнообразен сюжетно-тематический круг произведений палешан. Они обращались и обращаются к истории и современности, сказочным и литературным темам, песенному фольклору, пейзажу, в котором нередко присутствуют виды самого села. И сегодня Палех – самобытное село-академия, богатая талантливыми художниками, которые не только продолжают сложившееся в XX веке искусство лаковой миниатюры, но и возрождают местную иконопись.

А. А. Глазунов

Портсигар „Жар-птица“


1929

Tempera, papier-mâche, gold, varnish, .


Сказочные темы и сюжеты издавна наполняют народное искусство. Источником вдохновения для этого произведения послужила сказка „Жар-птица“:

„В некотором царстве жил-был царь, и было у него три сына. Как-то заметил царь, что стали пропадать с яблоньки в его саду золотые яблоки, и повелел он царевичам поймать вора. Старшие сыновья уснули, а Иван-царевич увидел, кто крадет золотые яблоки, – это была Жар-птица. Но поймать чудо-птицу ему не удалось. И тогда послал царь сыновей на поиски Жар-птицы, а взамен обещал все царство свое отдать. Отправились они в путь, да пошли разными дорогами. А самой трудной дорогой Иван-царевич пошел и нашел Жар-птицу. Когда встретились братья, старшие царевичи обманули младшего брата своего и сонного скинули его в ров, а Жар-птицу сами царю-батюшке отнесли. Но Иван-царевич сумел выбраться из рва и пошел в свое царство. Проходя мимо одного города, он спас от шестиглавого змея прекрасную царевну, а потом женился на ней. Вернулся Иван-царевич с молодой женой и рассказал отцу своему о том, как его обманули старшие братья, и о том, что это он нашел Жар-птицу. Царь заставил двух своих сыновей скотину пасти, а Ивану-царевичу все царство отдал“.





В поселке Палех Ивановской области в 1920—1930-е годы на основе традиций древней иконописи, развитой в этой местности, возникло искусство живописи темперой (краски, растертые на яичном желтке, традиционные для иконописи) по папье-маше. Воспользовавшись федоскинским опытом изготовления коробочек из папье-маше, расписанных по черному лаку, в новом искусстве Палеха развивали сугубо местные художественные традиции и приемы темперной живописи.

В 1924 году был основан первый творческий коллектив палешан – Артель древней живописи. В него вошли семь бывших иконописцев – И. И. Голиков, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, В. В. Котухин, А. И. Зубков, И. И. Зубков, И. М. Баканов.

Мастера лаковой миниатюры Палеха выработали общий стиль нового искусства, который вобрал в себя характерные черты местной иконописи. Палехской миниатюре свойственны изящество рисунка, отточенность композиции, красивые удлиненные пропорции фигур, использование в колористической гамме обязательного черного фона, на котором особенно ярко звучат чистые тона красок, обилие золотых украшений и орнамента. Кроме миниатюры, где само письмо соответствовало небольшим размерам украшаемых предметов, превращающих их в драгоценности, палешане занимались книжными иллюстрациями, оформляли спектакли, исполняли настенные росписи и лаковые панно для общественных интерьеров, создавали в содружестве с мастерами художественной обработки металлов ювелирные украшения.

Обширен и разнообразен сюжетно-тематический круг произведений палешан. Они обращались и обращаются к истории и современности, сказочным и литературным темам, песенному фольклору, пейзажу, в котором нередко присутствуют виды самого села. И сегодня Палех – самобытное село-академия, богатая талантливыми художниками, которые не только продолжают сложившееся в XX веке искусство лаковой миниатюры, но и возрождают местную иконопись.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library