В игрушке из деревни Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии со временем изменились не только сюжеты, но и весь художественный облик. Наиболее ранние игрушки датируются концом XIX века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
Словно перед объективом фотографа застыла нежная пара, обнимающая друг друга за талию. Мелкие черты лица, исполненные проколами тонкой деревянной палочки, характерные головные уборы и длинные воротники, трехцветная с затеками глазурь придают местное своеобразие этим игрушкам. Перед фигуркой мужчины комично торчит нелепый свисток – дань давней традиции делать любую игрушку свистулькой.
В игрушке из деревни Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии со временем изменились не только сюжеты, но и весь художественный облик. Наиболее ранние игрушки датируются концом XIX века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
В 1910–1920-е годы в липецкой игрушке преобладали изображения домашних животных, птиц, всадников. Чаще это хорошо знакомые домашние утки, коровы, бараны, козы.
Липецкие свистульки этого времени сильно увеличены в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тяжеловесные тела стоят на четырех конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Как красивую прическу гордо несет свои туго закрученные рога баран. Бодливо-острые торчат они вверх у козы. Традиционные приемы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами-обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – желтый, желто-зеленый с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки елочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием.
The subjects and the artistic features of the toys from the village of Romanovo in the Lipetsk district of the Tambov Province changed as time went by.
The earliest toys date back to the end of the 19th century. The craftsmen are mainly interested in genre compositions. However, the Lipetsk toy does not depict peasants, as the folk painting on wood does. The main subject of the Lipetsk toys is a military man with a lady. The toy is laconic and simple. With the help of holes, folds and oblique incisions, the necessary details of faces, clothes and whimsical headdresses were shown.
В игрушке из деревни Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии со временем изменились не только сюжеты, но и весь художественный облик. Наиболее ранние игрушки датируются концом XIX века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
В 1910–1920-е годы в липецкой игрушке преобладали изображения домашних животных, птиц, всадников. Чаще это хорошо знакомые домашние утки, коровы, бараны, козы.
Липецкие свистульки этого времени сильно увеличены в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тяжеловесные тела стоят на четырех конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Как красивую прическу гордо несет свои туго закрученные рога баран. Бодливо-острые торчат они вверх у козы. Традиционные приемы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами-обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – желтый, желто-зеленый с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки елочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием.