В Пермогорье сформировался травный орнамент, близкий по формам некрупных листьев и кудрявых завитков, тонко прорисованных пером по контурам и со штриховыми разделками деталей внутри них, характеру и стилю узорочья XVII века. На пермогорских прялках по светло-желтому фону черной краской рисовали цветы и ягоды на ветвях, образующие своими изгибами сердцевидные и S-овидные композиции. Внутри контуров положены красная, коричневая и темно-зеленая краски. Между травными узорами художник пишет мелкие завиточки, похожие на веточки красных кораллов, и кружочки-бусинки. Вверху или внизу всей композиции в зубчатом круге, как воспоминание о резных розетках, помещается птица с человеческим ликом и в короне – сказочный Сирин.
Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.
Пермогорская роспись признана наиболее развитой по составу расписываемых предметов, по содержательности и разнообразию форм орнаментации. Ее декоративный стиль развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок. В росписи Пермогорья отразилось все „великолепие и роскошь „травного барокко“. (Тарановская Н. В. Роспись по дереву // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 42)
В Пермогорье сформировался травный орнамент, близкий по формам некрупных листьев и кудрявых завитков, тонко прорисованных пером по контурам и со штриховыми разделками деталей внутри них, характеру и стилю узорочья XVII века. На пермогорских прялках по светло-желтому фону черной краской рисовали цветы и ягоды на ветвях, образующие своими изгибами сердцевидные и S-овидные композиции. Внутри контуров положены красная, коричневая и темно-зеленая краски. Между травными узорами художник пишет мелкие завиточки, похожие на веточки красных кораллов, и кружочки-бусинки. Вверху или внизу всей композиции в зубчатом круге, как воспоминание о резных розетках, помещается птица с человеческим ликом и в короне – сказочный Сирин.
Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.
Пермогорская роспись признана наиболее развитой по составу расписываемых предметов, по содержательности и разнообразию форм орнаментации. Ее декоративный стиль развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок. В росписи Пермогорья отразилось все „великолепие и роскошь „травного барокко“. (Тарановская Н. В. Роспись по дереву // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 42)