Центр изготовления и росписи прялок и утвари в Ракульской волости получил известность со второй половины ХIХ века и связан с именами мастеров из семьи Витязевых. Промысел в своем развитом состоянии просуществовал до конца 1920-х годов.
Форма ракульской прялки восходит к ее прототипу – резной местной прялке с длинной узкой лопастью, плавно переходящей в ножку, украшенную тремя полукруглыми выступами с каждой стороны. Такими выступами-фестонами и валиками украшалась здесь на Двине деревянная утварь. Роспись на ракульских прялках постепенно вытесняет резьбу и ко второй половине ХIХ века предстает стилистически сложившейся.
На лопастях ракульских прялок размещается крупная S-овидная изогнутая ветвь с пышно раскинувшимися округлыми и стрельчатыми листьями. По контурам они очерчены черной краской пером. На многих прялках на листьях сидят маленькие черные птички, но чаще большая птица помещается в рамке ниже куста. Общий изысканный характер росписи усиливают белильные кавычки.
Цветовая гамма на более ранних прялках сближена, гармонична. На прялках конца ХIХ – начала ХХ века фоны делают светлыми, ярко-желтыми, и колорит становится огрубленным, строится на контрастах цвета. Роспись исполняется клеевыми красками по меловому грунту с покрытием олифой. Ракульская роспись восприняла и сохранила уже в новом обличии традицию древнерусского „травного“ письма и не вышла за его пределы в сторону сюжетных росписей.
Центр изготовления и росписи прялок и утвари в Ракульской волости получил известность со второй половины ХIХ века и связан с именами мастеров из семьи Витязевых. Промысел в своем развитом состоянии просуществовал до конца 1920-х годов.
Форма ракульской прялки восходит к ее прототипу – резной местной прялке с длинной узкой лопастью, плавно переходящей в ножку, украшенную тремя полукруглыми выступами с каждой стороны. Такими выступами-фестонами и валиками украшалась здесь на Двине деревянная утварь. Роспись на ракульских прялках постепенно вытесняет резьбу и ко второй половине ХIХ века предстает стилистически сложившейся.
На лопастях ракульских прялок размещается крупная S-овидная изогнутая ветвь с пышно раскинувшимися округлыми и стрельчатыми листьями. По контурам они очерчены черной краской пером. На многих прялках на листьях сидят маленькие черные птички, но чаще большая птица помещается в рамке ниже куста. Общий изысканный характер росписи усиливают белильные кавычки.
Цветовая гамма на более ранних прялках сближена, гармонична. На прялках конца ХIХ – начала ХХ века фоны делают светлыми, ярко-желтыми, и колорит становится огрубленным, строится на контрастах цвета. Роспись исполняется клеевыми красками по меловому грунту с покрытием олифой. Ракульская роспись восприняла и сохранила уже в новом обличии традицию древнерусского „травного“ письма и не вышла за его пределы в сторону сюжетных росписей.