Пояса с вытканными надписями


ХIХ век

Бумага, лён, шерсть, хлопок, плетение, ткачество, закладное ткачество.


В собрании Русского музея более десятка поясов, исполненных в технике закладного ткачества. Четкий, безупречный геометрический рисунок орнамента очерчен пределами одного цвета. На каждом сегменте ступенчатого отрезка узора расположены буквы текста. Мастер использовал контрастные сочетания: белые буквы – на ярко алом, оранжевые – на зелёном и т.д. Один из поясов находится на постоянной экспозиции отдела народного искусства. Его отличает от двух других наличие цифры «1901» в рисунке и расположение букв – попарно на контрастном фоне.

Считается, что в качестве свадебных, такие пояса бытовали на Тверской земле, а производство подобных закладных гарусных поясов, получивших значительное распространение в русских северных губерниях, находилось в г. Череповец. Это подтверждается тем фактом, что из 16 закладных поясов собрания отдела народного искусства 5 поступили из экспедиций в Калининскую область; 9 – из исследовательских поездок по южным районам Архангельской области. Праздничные закладные пояса – не единственный пример бытования пояса далеко за пределами места его создания. Ковалева Н.И. Тканые и плетеные пояса с текстами в собрании Отдела народного искусства Русского музея // Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Татьяны Владимировны Станюкович (1916–1992). МАЭ. СПб. 2019. С. 251–295.

Без пояса, что без креста…

Пояс (кушак, покромка, подпояска) — с древнейших времен обязательная деталь женской, мужской и детской одежды, всех возрастов и сословий, о чем свидетельствуют пословицы, поговорки, археологические находки. Пояс выполнял не только функцию подвязывания одежды, но и служил оберегом человека против враждебных сил внешнего мира. Пояса разнообразны по цвету, размеру, материалу и технике их исполнения. По способу изготовления пояса делились на тканые, вязаные и плетеные — их отличает ширина, сложность орнамента и фактура. Плетеные пояса и шнуры изготавливали на спице или рогульке. Тканые пояса создавали и на сложном ткацком стане, более простых приспособлениях — дощечках, бердышках. Широкие кушаки изготавливали и из фабричных тканей. На Русском Севере носили пояса и кушаки преимущественно яркие, со сложным фактурным узором, прекрасно дополнявшие костюм. На парчовые или шелковые сарафаны пояс не повязывали, в этих случаях пояс носили под сарафаном, чтобы не портить дорогую ткань. Во многих регионах России бытовали пояса с текстами молитв и псалмов, пожеланиями счастья или жалобами на личные невзгоды. На них можно было прочитать имена владельцев или мастеров, нередко с точным описанием места изготовления. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. –  С.140.

Пояс
Деревня Калинкино, Грязовецкий уезд, Вологодская губерния
Шерсть, ткачество. 4 х 235
Текст: «Кого люблю того дарю люблю сердечно и любить буду»
Пост. в 1969 из экспедиции ГРМ в Вологодскую область
Т-4643

Пояс
Пермская губерния
Хлопок, шерсть, плетение. 2,5 х 284
Текст 120 псалма Давида, на красном фоне: «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Господь сохранит»; на желтом фоне: «тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь».
Пост. из КМ
Т-472

Пояс с кистями «Кого люблю того»
Север
Шерсть, закладное ткачество. 4 х 228
Пост. в 1961 из экспедиции ГРМ в Калининскую область
Т-3345

Пояс
Конец XIX века
Грязовецкий уезд, Вологодская губерния
Надпись помещена в две строки, верхняя: «Полети сеи поясокъ аки сизои голубокъ черес темненкои лесокъ в деревенькю городокъ вовысокои теремокъ во объятия тому кто желателен сему вдеревню онохино крестьянской дочере именно александре васильевне поясъ вручаю носить заключаю носи не теряй»; нижняя: «Засвидетельствуется сеи поясокъ вологодскои губернии грязовецкого уезда бакшинской волости сельскаго раменьскаго опщества деревни онохино крестьянской дочери именно александры васильевны и полно мне кокушечке горко коковати уже видно молодешеньке б[едовати])…»
Бумага, лен, шерсть. 3 х 273
Пост. в 1959 из экспедиции ГРМ в Вологодскую область
Т-2909

Пояс
ХIХ век
Деревня Лукияновская, Минская волость, Тотемский уезд, Вологодская губерния
Лен, бумага, шерсть, плетение. 29 х 88
Текст: «Памяти дружбы вечные при… сердечные сей поясок почтенной девицы Авдотьи»
Пост. в 1969 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-4867



Sashs with woven inscriptions


19th century

Paper, linen, wool, cotton, , weaving, .


No sash is the same as no cross…

The girdle, sash or belt has been an ever-present part of male, female and children’s clothing, whatever the person’s status, since ancient times, as witnessed by proverbs, sayings and archaeological finds. The sash was not only for tying clothes; it also protected the wearer from the dangerous forces of the outside world. Sashes differ in color, size, material and how they are worn. Depending on how they are made they are divided into woven, knitted and spliced. They are different in width, complexity of design and finish. Spliced sashes and strings were knitted on needles or forks. Woven sashes were made on complex looms and simpler ones on simple weaving boards. Wide belts were also made from manufactured cloth. In the Russian North sashes were usually bright with complex textured patterns, a wonderful accessory to the dress. The sash was not tied over brocade or silk sarafans but was worn underneath to avoid damage to the expensive cloth. In many Russian regions sashes with the words of prayers and psalms, good luck wishes or personal woes were common. It is possible to read the name of their owner or the craftswoman on them, often with the exact description of the place they were manufactured.




главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library