Мезенская роспись отличается сочетанием древности и современности. В суровости ее цветового строя, в рисунке орнамента, в четком членении узора рядами проявились отголоски древнего геометрического стиля. Можно предполагать, что роспись пришла на смену резьбе, сохранив ее рисунок и композицию. В то же время характер письма, манера быстрого нанесения штрихов и росчерков черной краской, полос и пятен коричневой, эскизные изображения коней, оленей и птиц — все это говорит о приемах своеобразной скорописи, сформировавшейся в условиях промысла. Центром его было село Палащелье, где с середины XIX века по 1930-е годы расписывали ковши, ложки, короба, лукошки и особенно прялки. Долгими суровыми зимами живописным мастерством здесь занимались целые семьи. Расписанные предметы везли большими возами на ярмарки и базары, и расходились они по всему Северу: не случайно мезенские прялки бытовали на огромных пространствах от Печоры на востоке до Онеги на западе.
Главный предмет, в котором с особой полнотой проявилось искусство мезенской росписи, — прялка. На лицевой стороне лопасти прялки узор располагается поярусно. Вверху ряды птиц. Ниже, среди полос геометрического орнамента, ряды оленей и коней. Волнообразный ритм бега животных согласован с ритмами геометрических узоров, уводящих к истокам росписи, к древнему геометрическому стилю в резьбе по дереву, в вязании, ткачестве, к традициям соседей — коми и ненцев. На древность происхождения указывает и техника — рисунок палочкой и расщепленным птичьим пером прямо по дереву сажей, красной глиной или суриком, на растворе смолы лиственницы в горячей воде. Закреплялась роспись покрытием олифой.
The Mezen painting combines antiquity and the present-day. The echoes of the ancient geometrical style is revealed in the austere set of colours, patterns and clear division of the decoration in the rows. One can suggest that the painting came to replace carving having kept its drawing and composition. At the same time the character of painting, quick strokes and flourishes of black paint, brown stripes and spots, sketchy depictions of horses, deer and birds – all these features tell about methods of shorthand that has been formed in the craft. Palachelie became the centre of the craft. Since the mid-19th century the ladles, spoons, baskets and distaffs had been painted there. Whole families were engaged in painting during long severe winters. The painted pieces were brought by carts to the fairs and markets. They were spread over the whole Northern region. One could find the Mezen distaffs over the vast spaces from the Pechora River in the east to the Onega Lake in the west.
The distaff is the main object in which the art of Mezen painting showed itself most fully. The pattern locates on the face side of the distaff’s blade row by row. On the top there are depictions of birds. Deer and horses are painted below, among the rows of the geometrical patterns. The wave-shaped rhythm of running animals co-ordinates with the rhythms of geometrical patterns dating back to the old geometrical style in carving on wood, knitting, weaving, to the traditions of neighbouring komi and nenets. The antiquity of origin also marks the technique - drawing by stick and split bird’s feather straight on wood in soot, red clay or red ochre. The painting was fixed by linseed oil.